Пирамида Грэма: как общаться с людьми в интернете
Создатель этой занимательной теории не является психологом и в принципе далек от мира психологии, он – программист. Предложенная им модель общения позволяет распознавать манипуляции и вести продуктивные диалоги и споры, так как, чаще всего, при обсуждении спорных моментов дальше взаимных оскорблений и отрицания дело не продвигается. Пирамида Грэма позволяет «отсеивать» людей, которым истина в принципе неинтересна (они просто «топят» за своё), от тех, кто в перспективе способен задуматься и опровергнуть своё суждение (или хотя бы рассмотреть противоположную точку зрения).
Рассмотрим ее «ступени»
1. На первом уровне мы сталкиваемся с уже вышеупомянутыми агрессорами, которые просто оскорбляют вас за отличную точку зрения. Им в принципе неинтересно и неважно, о чем вы там вещаете. В интернете таких сразу – в пожизненный бан, в жизни можно либо отшутиться, либо просто разорвать общение и не продолжать спор (это бесполезно).
2. На втором уровне оппонент переходит на личности. Он уже смотрит не только на ваше суждение, но и на ваши личностные особенности (выдают ядовитые высказывания по поводу внешности, расовой принадлежности, религиозных предпочтений и т.п.). Задача человека – вывести вас на эмоции, а не обсуждать суть дела. «Как может такой толстяк рассказывать о правильном питании?» - один из примеров. Если вы хотите узнать, есть ли разумное зерно в голове оппонента, задайте ему уточняющий вопрос, возвращающий к сути. Если он продолжает «переводить стрелки» на ваши личностные особенности – смело прощайтесь.
3. Следующий способ уйти от разрешения конфликта или вопроса – обвинить вас в неподобающем тоне. Лучшим решением будет говорить вежливо и спокойно. Если после этого обсуждение войдет в нужное русло – отлично, если нет – человек всё же эту проблему решать не намерен.
4. На этом этапе участники дискуссии спорят ради спора. Такое часто бывает в интернете – понаблюдайте. Вот вроде читаешь обсуждение двух умных вежливых людей. Они сыплют какими-то терминами, приводят ссылки из «Википедии», пишут друг другу тома комментариев, но это всё – вода. Смысла в этих изречениях – ноль. Человек пытается вчитываться, вдумываться, а основная мысль все равно ускользает. Конечно, ведь ее просто нет.
5. На пятом уровне появляются первые признаки конструктивного диалога – собеседники начинают использовать контраргументы. Люди делают акцент именно на том, что само убеждение может быть не совсем корректным, а не высказывающий его человек глупый или необразованный.
6. На предпоследнем уровне оппонент уже не будет «лить воду» и заниматься прочей ерундой. Он просто скажет по факту «Ты имеешь в виду это, а на деле – вот так, потому что…» и приведет сухие факты. Здесь стоит обратить внимание на то, что человек говорит, прислушаться, поставить под сомнение свою правоту (это, кстати, нормальное явление для людей, обладающих критическим мышлением, необязательно отстаивать свое с пеной у рта).
7. Чистое опровержение. Люди, находящиеся на этом уровне, никогда не бросаются словами, они очень внимательные слушатели и прежде, чем что-то опровергнуть, обязательно выслушают вашу точку зрения, убедившись, что поняли её верно. Диалоги на этом уровне спокойные, дружелюбные, с нотками юмора. Такие собеседники уважают чужое мнение, но в случае очевидной неправоты спокойно опровергнут слова оппонента.
Очень наглядно пронаблюдать действие этой теории можно в интернет-пространстве. Можно зайти в любое обсуждение и делить комментирующих по уровням – очень увлекательное занятие. Также эта теория отлично позволяет «фильтровать» своих собеседников и не тратить время на пустые споры.
-----
Источник: https://dzen.ru/a/Y_ldiyCGcVQw87GM?ysclid=m14po4x71v486525493
Спасибо за информацию о пирамиде Грэма (классификация опровержений комментирующими)! Прочитала с интересом. Как я поняла, эта 7-ми ступенчатая пирамида (7 уровней несогласия) с ее рекомендациями - своеобразное пособие по тому, как общаться с людьми в интернете. Если посмотреть, на какой ступени опровержений находится ваш собеседник, то можно принять решение: продолжить беседу или нет, как ее строить дальше. Для примера рассмотрим 1-ую ступень снизу "Обзывательство" (по-другому: брань, ругань). Это нижайшая форма несогласия. Нам приходится общаться с человеком, который начинает нас оскорблять и при этом дополнительно еще может оставить дизлайки в виде свиньи или кучи дерьма. На этой ступеньке нет никакого смысла продолжать диалог. Можно промолчать, закинуть человека в черный список или посмеяться над ситуацией (правда, не всегда это получается). Совет: надо быть уважительным к своему собеседнику, стремиться к общению на последних (верхних) уровнях пирамиды Грэма и не опускайтесь до первых. За публикацию еще раз спасибо!
Не первый раз реагирую на такое негодование) Поверьте, это самое безобидное, что вы можете словить от собеседника в интернете. Есть вещи гораздо серьезнее. И, чаще всего, от тех, кто вежлив и обходителен, и длительно поддерживает беседу. Хотя, нет никакой закономерности). С незнакомыми людьми лучше совсем не общаться по интернету).
🙂
Я стала удалять все токсичные комментарии. Пару раз удалишь, эти люди больше не пишут. Встречаются, конечно, упёртые. Но это уже, как говорится, их проблемы. 😊