Наше лучшее семейное решение: бросить школу и работу и отправиться в путешествие
Семья Мик променяла ипотеку, работу и школу на год приключений по Великобритании — их дом — фургон, а класс — природа.
Это был обычный февральский вечер 2014 года, когда я пережил нечто, похожее на землетрясение. Это не потрясло ничей мир, но определённо изменило мою жизнь и жизнь моей семьи, возможно, навсегда. Когда мы с женой легли спать в Ноттингеме после обычного тяжёлого рабочего дня — я преподавал в специальной школе для детей с аутизмом, а Керри — в начальной школе, — я выключил свет в нашей спальне, и в моей голове загорелась лампочка. Эта идея привела к тому, что мы приняли радикальное решение, из-за которого остались без дома и работы, а две наши дочери, Эми, которой сейчас 12 лет, и Элла, которой сейчас 10 лет, были исключены из системы формального образования.
В то время мы чувствовали себя загнанными в ловушку: слишком много работали и не проводили достаточно времени вместе как семья. Планирование, расстановка задач и административная работа отнимали время, которое мы могли бы проводить с детьми, играя, читая и разговаривая с ними. Нам казалось, что мы живём и работаем только для того, чтобы выплачивать ипотеку, откладывать на пенсию и соответствовать требованиям XXI века. Мы просто существовали: мечтали о том, чтобы будни поскорее закончились, и жили ради выходных, когда мы пытались восстановить баланс между работой и личной жизнью с помощью семейных приключений — восхождения на гору или ночёвки под звёздами.
Несмотря на все наши усилия, такой образ жизни вгонял нас в уныние, иногда по-настоящему. Я боролся с лёгкой депрессией, а Керри чувствовала, что постоянно тонет в море таблиц с результатами учеников. Эми и Элла были относительно счастливы в школе — у них было много друзей, и им нравились учителя, — но растущая система оценок и тестов угнетала их и, как ни странно, отбивала у них любовь к учёбе. Мы все были готовы к переменам.
Транспортным средством для побега Микса был туристический трейлер, который он выиграл в конкурсе.
Итак, в тот судьбоносный вечер я обратился к Керри с предложением: «Как насчёт того, чтобы попытаться уйти от всего этого на год? Сделать перерыв. Восстановиться как учителям, а девочкам — как ученицам? Проводить больше времени вместе. Отправиться в приключение!»
Керри отреагировала положительно, хотя и немного настороженно, особенно в том, что касалось продажи нашего дома, в котором мы прожили 13 лет. Но она не сказала «нет», и в последующие дни эта идея укоренилась в наших умах и сердцах. По крайней мере, само по себе принятие такого решения — контроль над собственной судьбой — придавало сил и воодушевляло. Мы чувствовали себя живыми.
Мы были в восторге от предстоящего приключения, но переживали из-за того, как на него отреагируют Эми и Элла. Что, если одна из них или обе откажутся? Мы не собирались навязывать им это; это должно было быть «один за всех и все за одного». Поначалу это предложение шокировало их, но по мере того, как они вникали в суть, задавали вопросы и отвечали на них, в их глазах появлялся тот восторг, на который мы с Керри надеялись.
Наша идея заключалась в том, чтобы попытаться жить настоящим и вместе отправиться в образовательное путешествие. Многие семьи берут своих детей в поездки в далёкие места и к другим культурам, но мы хотели, чтобы наше приключение проходило в Великобритании. Мы не чувствовали необходимости ехать за границу, чтобы достичь своих целей. На наших островах есть что предложить: история и география у нас на пороге, а также удивительные пейзажи. И мы ни за что не бросили бы нашу собаку Салли, которая была частью нашей семьи 13 лет.
Нам помогло то, что мы только что завершили соревнование и выиграли фургон, проведя 20 отпусков за 20 недель и выполнив 100 семейных заданий. У нас было транспортное средство для путешествий.
В предвкушении поездки были и тревожные моменты. Элла расстроилась из-за того, что будет скучать по друзьям. Эми переживала, что будет с её учёбой (она должна была перейти в среднюю школу). Чтобы справиться с этим, мы включили важный пункт о выходе из поездки: если в какой-то момент кому-то станет не по себе, мы остановимся и вернёмся к обычной жизни.
Не успели мы оглянуться, как уже были в пути, путешествуя с домашним обучением (точнее, с обучением в дороге) в туристическом автофургоне на четыре места. Мы начали с Уорикского замка, затем направились на север, в Берик-апон-Туид и Шотландию. Мы побывали в разных уголках Англии, Уэльса, Шотландии и Ирландии. Наш маршрут был разнообразным и немного хаотичным, мы двигались в соответствии с образовательными целями — Дуврский замок, острова Силли, Форт-Уильям, — по приглашениям выступить на фестивалях с рассказом о нашей поездке, а также регулярно возвращались в Ноттингем, чтобы Эми и Элла могли повидаться со своими друзьями.
Мы отделились от национальной учебной программы и разработали более гибкую модель, ориентированную на учеников. Изучение естественных наук происходило естественным образом: девочки узнали о ветряных турбинах и возобновляемых источниках энергии на ветряной электростанции, а также о физических силах и свете в доме сэра Исаака Ньютона.
Для всех нас первостепенное значение имели приключения на свежем воздухе, и одним из наших любимых занятий был сон под звёздами в спальных мешках: однажды на пляже в северной части Норфолка, когда над головой сиял Млечный Путь и падали звёзды; однажды, когда из-за горизонтального дождя нам пришлось уйти с пляжа в Пембрукшире. Лучшим достижением Эллы было прохождение испытания «Три пика Йоркшира», но за два дня, а не за обычные 12 часов, пройдя 42 километра и переночевав в спальном мешке, несмотря на снег и лёд.
Жить так близко друг к другу, не действуя друг другу на нервы, непросто — были ссоры и разногласия. Но в целом мы хорошо адаптировались и понимаем, что взлёты и падения будут всегда. Самым тяжёлым моментом для нас стала смерть нашей любимой собаки Салли в августе 2014 года.
Мы узнали, что приключения не только закаляют характер, но и укрепляют связи. Наблюдая за тем, как Элла терпеливо и с сочувствием помогает Керри (который страдает от головокружения) спуститься по крутому склону самой высокой горы Ирландии, Карраунтухил, а Эми упорно гребет, плывя по озеру Лох-Несс под ветром и дождём, мы убеждаемся, что эти впечатления не только укрепляют, но и формируют жизнь. После более чем года в пути Эми и Элла теперь воспринимают трудности как важную часть жизни и ценят свою способность не сдаваться, когда становится тяжело.
Сейчас мы на втором году нашего путешествия и планируем исследовать Испанию, Францию, Шотландию и Скандинавию в новом автодоме, которым мы пользуемся с ноября прошлого года. Никто из нас пока не хочет останавливаться, так что мы, вероятно, будем продолжать, пока не закончатся деньги, пока нам не надоест или пока кто-нибудь из нас не воспользуется пунктом «вытащите меня отсюда».
Нас часто спрашивают, как мы можем позволить себе так жить. Короткий ответ: «Мы не можем!» Мы продали наш дом и использовали часть вырученных средств (20 000 фунтов стерлингов) для финансирования наших образовательных проектов. Мы пожертвовали безопасностью, которую обеспечивали стены и фундамент, и как минимум годовым доходом каждого из нас. Это больно с финансовой точки зрения, но мы инвестируем в наши самые ценные активы — наших детей, проводя с ними много времени. Мы живём… и счастливы, очень счастливы.