
Кризис в лизинговом секторе: рекордные стоки техники и новые вызовы для рынка
Российские лизинговые компании столкнулись с беспрецедентным переизбытком автомобильной техники. По данным экспертов, на их балансах скопилось около 30 тысяч изъятых машин, причем почти половина из них — грузовики. Ситуация усугубляется падением платежеспособности бизнеса, высокими ставками и переоценкой активов. Некоторые лизингодатели даже задумываются о создании собственных площадок для продажи подержанных авто, что может изменить расстановку сил на рынке.
Рекордные стоки: кто виноват и что делать?
Еще в 2023 году объемы изъятий начали резко расти, а к 2024-му увеличились (втрое). Основные причины:
- Высокие ставки по кредитам — бизнес не справляется с платежами.
- Рост цен на технику из-за увеличения утильсбора.
- Переоценка китайских грузовиков, купленных в пик ажиотажного спроса 2022–2023 годов.
Как отмечает Анатолий Перфильев из «Эксперт РА», лизинговые компании вынуждены искать новые способы реализации изъятой техники, поскольку ее содержание (аренда площадок, логистика) влечет дополнительные издержки.
Грузовики — главная головная боль
Особенно тяжелая ситуация сложилась в грузовом сегменте:
- Гендиректор КамАЗа Сергей Когогин оценивает стоки в 20 тыс. коммерческих автомобилей.
- Средний возраст изъятых машин — 3–5 лет, многие из них китайские бренды, стремительно теряющие в цене.
- Сергей Целиков («Автостат») предупреждает: избыток подержанных грузовиков может ударить по продажам новых, и без того переживающих спад.
Почему клиенты отказываются от китайских грузовиков?
- В 2022–2023 годах их покупали по завышенным ценам, а сейчас рыночная стоимость упала.
- Для некоторых компаний выгоднее сдать старый грузовик и взять новый в лизинг по текущим, более низким ставкам.
Лизинг vs дилеры: намечается конкуренция?
Чтобы быстрее распродать стоки, лизинговые компании активно предлагают скидки и даже рассматривают возможность открытия собственных площадок по продаже машин с пробегом.
- «Газпромбанк Лизинг» уже работает над созданием специализированных точек продаж.
- «Европлан» отмечает, что 60% изъятой техники уходит в повторный лизинг.
Однако эксперты сомневаются, что лизингодатели смогут всерьез конкурировать с дилерами:
> «Рынок подержанных авто в 2023 году составил 6 млн легковых и 218 тыс. грузовых машин, а стоки лизинговых компаний — всего 30–50 тыс.. Пока это капля в море»
Что будет дальше?
Одни эксперты прогнозируют новую волну изъятий, другие считают, что **пик пройден, и во втором квартале 2024 года ситуация стабилизируется.
Василий Быстров («Газпромбанк Автолизинг»):
> «Все зависит от ключевой ставки ЦБ и господдержки бизнеса. Если ставки снизятся, давление на рынок уменьшится».
Вывод: кризис или новые возможности?
С одной стороны, переизбыток техники создает риски для рынка новых грузовиков и увеличивает нагрузку на лизинговые компании. С другой — появление специализированных площадок по продаже подержанных авто может открыть новые каналы сбыта и сделать лизинг более гибким.
Одно ясно точно: 2024 год станет переломным для отрасли, где выживут только те, кто сможет быстро адаптироваться к новым реалиям.
Статья: Американские СМИ: Путин предложил остановить конфликт по нынешней линии фронта,
Заработано: 1500 ₽ в конкурсе
Статья: У многодетной матери-одиночки отобрали детей и назначили непосильные алименты. Набежал долг в 2 миллиона – пора в тюрьму!,
Заработано: 1300 ₽ в конкурсе
Статья: Сексуальные жесты незнакомки. Как я вычислила коварную соперницу благодаря книге Алана Пиза,
Заработано: 1200 ₽ в конкурсе
Статья: Как «восточная сказка» в Петербурге закончилась изнасилованием ребенка,
Заработано: 1100 ₽ в конкурсе
Статья: Быть или не быть 13-й пенсии для российских пенсионеров? Депутат Госдумы Чернышов вновь поднимает вопрос,
Заработано: 1000 ₽ в конкурсе
А вы на Форекс писать не пробовали?