Елена М Н
Елена М. Н. Подписчиков: 7405
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 14.6М

Слишком много ненужных профессий. Зачем власти хотят ограничить платный приём в ВУЗы?

17 дочитываний
2 комментария
Эта публикация уже заработала 8,00 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Когда "лишние профессии" становятся проблемой

Если вы хоть раз искали работу по своей специальности и с удивлением поняли, что ваш диплом — это скорее сувенир, чем инструмент, то, возможно, вы тоже почувствовали: в нашей системе высшего образования что-то пошло не так. Уже не первый год в России обсуждают идею ограничить приём в вузы на платные места по ряду направлений. И, судя по всему, уже в 2026 году эти разговоры могут стать реальностью.

картинка создана ИИ

Мол, слишком много у нас людей с дипломами, но без дела. Особенно — в гуманитарных и социальных сферах. Кажется, что кого ни спроси — все юристы, психологи, журналисты. Но почему тогда эти профессии так плохо оплачиваются, а вакансий по ним — с гулькин нос?

Вот с этими вопросами и начали разбираться власти. И решили: пора менять правила.

💼 Рынок труда диктует условия

Наша экономика не стоит на месте. Индустрии, которые были востребованы ещё десять лет назад, сегодня теряют актуальность. А на их место приходят другие: цифровые технологии, инженерия, биотехнологии, медицина, экология. Мир меняется, и нужно уметь подстраиваться!

И тут возникает парадокс: с одной стороны, вузов — полно, выпускников — ещё больше. А с другой — работодатели жалуются, что не могут найти подходящих специалистов. Возникает логичный вопрос: кого и зачем мы вообще готовим?

Огромное количество платных студентов получают дипломы, которые потом пылятся на полках. А родители тем временем влезают в кредиты, тратят последние накопления, чтобы оплатить образование, которое может так и не принести отдачи. Не потому что дети глупые. А потому что сама система ориентирована не на потребности страны, а на поток — как в магазине: главное продать.

📉 Что именно хотят изменить?

Если говорить просто, государство хочет ограничить приём на платное обучение по тем направлениям, которые признаны «низкоперспективными» — то есть тем, где выпускников больше, чем рабочих мест. Приоритет планируют отдать техническим и прикладным специальностям, которые напрямую связаны с развитием экономики.

Планируется, что вузам придётся пересмотреть свои учебные планы, сократить некоторые направления и делать упор на то, что действительно нужно рынку. Одновременно это значит, что поступить на платное — станет сложнее. И не потому что вы сдали плохо экзамены, а потому что ваш выбор профессии не вписался в экономические ожидания государства.

🎒 Что это значит для студентов?

Для кого-то это, возможно, хорошие новости. Если вы мечтаете стать программистом, врачом или инженером — велкам: вас ждут, вам будут рады. Такие направления будут поддерживаться и расширяться, особенно в рамках бюджетных мест.

Но если вам по душе, скажем, история искусства, лингвистика или культурология — скорее всего, придётся нелегко. Мест станет меньше, конкуренция — больше. А в отдельных регионах платное образование вообще может остаться единственным шансом получить диплом. И если оно исчезнет — что тогда?

Здесь мы подходим к важному и болезненному вопросу: образование — это что? Просто подготовка к работе или всё-таки нечто большее? Если воспринимать вуз как завод по штамповке специалистов, то да — логично выпускать только тех, кто нужен «рынку». Но ведь человек — это не деталь, которую можно заранее подогнать под схему.

🧠 Личное мнение: где найти баланс?

Честно говоря, у меня двойственные чувства. С одной стороны, я понимаю: переизбыток экономистов, юристов и пиарщиков — это действительно проблема. И каждый из нас знает хотя бы одного человека с «непрактичным» дипломом, который теперь не знает, куда себя деть. Значит, систему действительно надо настраивать.

Но с другой — нельзя просто вычеркнуть целые области знаний. Не все должны быть айтишниками. Кто будет писать книги, снимать кино, преподавать в школах? Гуманитарные профессии, как ни крути, тоже нужны. Просто их стоит переосмыслить. Оснастить современными навыками, научить студентов применять знания на практике, быть гибкими и любопытными.

Мне кажется, подход должен быть более мягким. Не запрещать, а направлять. Например, давать вузам больше свободы, но при этом — требовать качества. Помогать студентам сориентироваться на старте: какие профессии устаревают, какие — растут. Дать возможность сменить вектор уже в процессе учёбы.

И ещё — развивать перекрёстное образование. Граница между профессиями уже давно размыта, и образование должно это учитывать.

🏁 В завершение: от формальности к смыслу

Ограничение платного приёма — это не про запреты. Это про попытку навести порядок. Чтобы образование снова стало тем, чем оно должно быть — возможностью, а не ловушкой. Но важно, чтобы эта попытка не превратилась в механическую чистку списков.

Если реформу внедрят с умом, она может стать шансом построить более справедливую и устойчивую систему. Если же подойдут грубо — потеряем и абитуриентов, и преподавателей, и доверие к самой идее образования.

Самое главное — помнить, что в центре всех этих реформ должен быть не рынок, не отчёт и не цифры. А человек. Молодой, ищущий, сомневающийся. Тот, кто приходит в вуз не просто за дипломом, а за смыслом.

2 комментария
Понравилась публикация?
4 / 0
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 2
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые

И ненужных людй с высшим образованием.

0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)
DELETE

Нужно "подбить бабки" и подвести баланс, сколько каких специалистов требуется. И принимать, как было в СССР,по знаниям - результатам экзаменов или ЕГЭ.

Если человек не прошел успешно испытания, значит, нет знаний в нужном объеме и нужно наверстывать или выбирать другие пути.

раскрыть ветку (0)

«Испуганный хомячок»: Высокопоставленный и упитанный сотрудник МИД получил срок за шпионаж в пользу США. Нужна ли высшая мера социальной защиты?

Воистину, самым сильным и тупым чувством человека надо провозгласить жадность. Обеспеченные, благоустроенные
01:44
Поделитесь этим видео

Китай опубликовал проект правил, регулирующих использование человекоподобных систем искусственного интеллекта.

Китай опубликовал проект правил, регулирующих использование человекоподобных систем искусственного интеллекта. Китай планирует ужесточить правила использования человекоподобного искусственного интеллекта,...

Ведро с IQ: китайский ответ человеческой лени

Лень — двигатель прогресса. А ведь и правда, многие изобретения были совершены ради того, чтобы облегчить нашу с вами жизнь. Теперь разберемся, как это всё действует. Обычное мусорное ведро на колесиках,...
00:23
Поделитесь этим видео

Снежная зарисовка: Гея и задачи демографии

Вот наконец-то и в Воронежской области выпал снег. Правда, не очень много, но землю покрыл своим снежным покровом. В Москве снега значительно больше, и там уже начали лепить снеговиков и снежных баб.
00:57
Поделитесь этим видео

Женщина в жизни мужчины... какая она?

Здравствуйте, уважаемые друзья, подписчики и пользователи сайта 9111! Сегодня я немного поразмышляла: какая может быть женщина рядом с мужчиной... Когда женщина и мужчина начинают вместе жить,...
02:10
Поделитесь этим видео

«Испуганный хомячок»: Высокопоставленный и упитанный сотрудник МИД получил срок за шпионаж в пользу США. Нужна ли высшая мера социальной защиты?

Воистину, самым сильным и тупым чувством человека надо провозгласить жадность. Обеспеченные, благоустроенные
01:44
Поделитесь этим видео
Главная
Коллективные
иски
Добавить Видео Опросы