Агеичев Иван Андреевич
Агеичев И. А. Подписчиков: 4625
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 1258

Как провести оценку профессиональных рисков в организации

262 дочитывания
3 комментария
Эта публикация уже заработала 25,25 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Зачем проводить оценку профессиональных рисков в организации

Каждый работодатель вне зависимости от формы собственности, размера предприятия и вида экономической деятельности должен провести процедуру оценки и управления профессиональными рисками. Поскольку работодатель обязан обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда, а оценка рисков – один из основных элементов системы. Это указано в ст. 209 и 212 ТК и п. 29, 33–39 типового положения о СУОТ, утвержденного приказом Минтруда от 19.08.2016 г. № 438 н (далее – Положение).

Кроме того, оценка рисков помогает снизить риск возникновения несчастных случаев и профзаболеваний на конкретном рабочем месте и выявить, какие меры по обеспечению безопасности на предприятии необходимо принимать в первую очередь.

Также оценка рисков помогает повысить мотивацию работников соблюдать требования охраны труда, социальную защищенность работников и квалификацию персонала, а также обеспечить экологическую безопасность производства.

При внеплановых проверках и расследованиях несчастных случаев инспекторы ГИТ будут оценивать эффективность внедренной в организации системы управления охраной труда, в том числе и процедуру управления рисками.

Какие должны быть документы по оценке рисков в организации

Пропишите регламент процедуры оценки рисков в положении организации о СУОТ. Это указано в Положении.

После выявления опасностей сформируйте реестр опасностей. Это указано в п. 34 Положения. В этот документ внесите информацию о возможных опасностях на рабочем месте, вероятность их возникновения и меры, принятые для уменьшения опасностей.

Опасности укажите в порядке уменьшения уровня риска (п. 36 Положения).

Составьте план мероприятий по корректировке рисков, в нем укажите меры, которые должны быть приняты для устранения или уменьшения рисков, укажите ответственного за каждый конкретный пункт плана, сроки его выполнения, при необходимости – источники финансирования.

Кроме того, результаты проведения оценки рисков и всех его промежуточных и итоговых процедур укажите в отчете о профрисках.

Прямого указания на необходимость наличия плана мероприятий и отчета о профрисках нет, но п. 38 Положения указывает на то, что процедура оценки рисков в организации должна быть прописана.

Как провести оценку рисков в организации

Процесс управления рисками состоит из трех этапов:

  • идентификация (выявление) опасностей;
  • оценка уровней рисков;
  • разработка мероприятий по снижению либо контролю уровней рисков.

Процедура оценки рисков в законодательстве не прописана. Поэтому оценку рисков предприятия проводят самостоятельно.

Для выявления, идентификации и оценки рисков можно нанять стороннюю экспертную организацию или провести процедуру своими силами. Если в организации приняли решение провести оценку рисков своими силами, то можно разработать собственный алгоритм процедуры либо воспользоваться алгоритмом из четырех шагов, который разработали эксперты системы Охрана труда. Достоинство этого алгоритма – простота реализации на практике.

Шаг 1. Создайте комиссию по оценке рисков

Оценку рисков может проводить специалист по охране труда или служба охраны труда, но эффективнее создать комиссию из трех–семи человек. Состав комиссии определяют в зависимости от количества работников и сферы деятельности организации. В состав комиссии можно добавить главного инженера, ответственного за пожарную безопасность, ответственного за электробезопасность, начальников структурных подразделений, представителей профсоюза и т. д. Обязательно участие работников в процессе идентификации опасностей.

Члены комиссии не обязаны иметь специальную подготовку, но должны знать, как выявлять опасности и оценивать риски. Обучить сотрудников проводить оценку рисков можно самостоятельно либо с привлечением сторонних организаций.

Шаг 2. Выявите (идентифицируйте) опасности

Идентификация или выявление опасностей, которые могут причинить ущерб жизни или здоровью работников, – первый и основной этап процесса управления рисками.

Изучите, какие опасности могут возникнуть при выполнении сотрудниками типовых и нетиповых работ. А также опасности, которые возникают вне рабочего места или во время аварий и способны негативно повлиять на здоровье и безопасность работников.

Если рабочее место работника стационарное – проведите выявление опасностей на его рабочем месте. Если работники в течение дня передвигаются по территории и находятся в различных помещениях организации, опасности выявляются по всем рабочим зонам.

Чтобы выявить опасности, установите все источники, ситуации, действия или их комбинации, которые могут стать причиной травмы или ухудшения состояния здоровья работников.

Документы и информация, которые можно использовать, чтобы выявить опасности:

1. НПА, локальные документы по охране труда и безопасности работ, которые относятся к определенному рабочему процессу. Например, если нет инструкции по охране труда для какого-либо вида работ, то это риск «опасность, связанная с отсутствием на рабочем месте инструкций, содержащих порядок безопасного выполнения работ, и информации об имеющихся опасностях, связанных с выполнением рабочих операций».

2. Результаты специальной оценки условий труда позволят определить вредные факторы, которые влияют на работника.

3. Техническая документация на оборудование и технологическая документация на процессы. В ней обычно прописывают потенциальные риски при работе с оборудованием, кроме того, в документации прописано, как работает оборудование и проходят технологические процессы, – это позволяет самостоятельно определить дополнительные риски.

4. Информация о веществах и инструментах, которые участвуют в технологическом процессе, – это позволит определить риски, которые возникают при работе сотрудников с инструментами и веществами.

5. Сведения о происшедших авариях, инцидентах, несчастных случаях и профессиональных заболеваниях в организации и результаты их расследования. Помогут увидеть, при каких работах и производственных процессах в организации работники подвергаются наиболее сильным рискам.

6. Доступные сведения и статистические данные о несчастных случаях и производственном травматизме в похожих организациях. С их помощью можно узнать, во время каких работ сотрудники подвергаются потенциальным рискам, и уделить больше внимания безопасности выполнения этих работ. Данные можно узнать из докладов Ростехнадзора, которые ведомство публикует на своем официальном сайте, кроме того, многие компании публикуют статистику несчастных случаев на своих интернет-сайтах.

7. Жалобы работников, которые связаны с ненадлежащими условиями труда, и предложения по улучшению условий труда. Некоторые риски сложно выявить при проверках и аудитах, их могут заметить только работники, которые сталкиваются с ними во время выполнения работ.

8. Предписания надзорных органов в области охраны труда и промышленной безопасности. Позволят выявить, в каких сферах в организации были нарушения и каким рискам подвергались работники, и уделить этим сферам повышенное внимание.

При выявлении факторов риска рассмотрите только те опасности, которые могут привести к получению травм, ухудшению здоровья работников или к смертельному исходу.

При идентификации опасностей можно пользоваться списком опасностей из п. 35 Положения.

Шаг 3. Оцените уровень профрисков

Следующий этап – это оценка уровней рисков от выявленных опасностей. Риск определяют как сочетание вероятности причинения ущерба и тяжести ущерба.

Оценку уровней рисков проводят для их ранжирования и определения приоритетности мер по снижению уровней наиболее высоких рисков, мер контроля менее значимых рисков, а также методов оценки принятых мер и их эффективности.

Оценивать нужно не только существующие риски, но и возможные риски при вводе в эксплуатацию новых зданий, оборудования, внедрении новых процессов и рабочих мест.

Методы оценки уровня профессиональных рисков работодатель определяет с учетом характера своей деятельности и сложности выполняемых операций. Допускают использование разных методов оценки уровня профессиональных рисков для разных процессов и операций (п. 36, 37 Положения).

Выбрать подходящий для себя метод можно, например, в приложении В к ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010-2011 или ГОСТ 12.0.230.4-2018.

На практике для оценки уровня профрисков часто используют простой и эффективный метод Файна – Кинни. По этому методу для каждой выявленной опасности рассчитайте индекс профессионального риска (далее – ИПР). Величину ИПР определяют, перемножив балльные значения трех показателей: вероятности, подверженности и последствий наступления событий из таблицы 1, по формуле ИПР = Вр × Пд × Пс.

Шаг 4. Проведите корректировку оценки рисков

Заключительный этап оценки рисков – оформление реестра опасностей и проведение корректировки.

По результатам оценки рисков составьте их перечень в зависимости от уровня каждого риска.

Для того чтобы уменьшить риски, устраните или уменьшите факторы опасности. Для этого проведите мероприятия по снижению уровня риска в указанном порядке:

  • исключите опасную или вредную работу, процедуру, процесс, сырье, материалы, оборудование и т. п.;
  • замените опасную или вредную работу, процедуру, процесс, сырье, материалы, оборудование и т. п.;
  • внедрите технические методы ограничения риска воздействия опасностей на работников;
  • внедрите административные методы ограничения риска воздействия опасностей на работников;
  • обеспечьте работников СИЗ.

Составьте план по управлению и контролю рисков. Управлению подлежат все оцененные риски вне зависимости от их уровня.

Какова ответственность за непроведение оценки рисков

За непроведение оценки рисков могут выдать предупреждение или наложить штраф по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП.

Сумма штрафа составит:

  • для должностных лиц – от 2000 до 5000 руб.;
  • для ИП – от 2000 до 5000 руб.;
  • для юрлиц – от 50 000 до 80 000 руб.

Нужна ли оценка профессиональных рисков на предприятии?

Проголосовали: 79

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

Комментировать
3 комментария
Понравилась публикация?
11 / -5
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽

Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:

C Уважением, юрист Агеичев Иван Андреевич
Комментарии: 3
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые

Вот со штрафов и нужно было начинать статью, в нашей стране придумывают массу ненужных законов и требований лишь бы штрафы собрать.

+2 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

Такой же формализм, как и СОУТ.

+2 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

Только типовое положение не о СУОТ, а о СОУТ - специальной оценке условий труда.

+1 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

Укусы собак и их опасности

Собаки кусаются по разным причинам, в основном потому, что это мгновенная реакция. Если собака испытывает стресс, она может напасть, чтобы защитить себя от любой потенциальной опасности.Страх,...

Об опасностях, подстерегающих детей в Интернете

Здравствуйте, уважаемые читатели! Многие слышали о ситуациях (а ваш покорный слуга почти сталкивался с ними! Почему «почти»? Объясню чуть позже!) педофилизма, развратных действий в отношении детей в Интернете,...
Главная
Коллективные
иски
Добавить Видео Опросы