Пошаговая инструкция для признания гражданина банкротом, перечень документов для подачи в суд
Доброго времени суток.
В данной статье я решил представить пошаговую инструкцию о том, что необходимо сделать человеку, чтобы суд признал его банкротом. В настоящий момент в сети интернет подобных инструкций множество, однако они не учитывают изменения законодательства, а также судебную практику, которая сложилась в нашей стране.
Итак,
Шаг 1. Сбор необходимых документов.
Сам перечень документов изложен в п. 3 ст. 213.4 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". Данная статья закона является базовой для должника. Именно ею должнику необходимо руководствоваться при подготовке к банкротству.
Необходимо собрать следующие документы:
-копии документов, подтверждающих наличие долгов (это могут быть решения судов, кредитные договоры, справки из банков и МФО о наличии задолженности, выписка из БКИ о кредитной истории и т.д.)
-копии документов, подтверждающих право собственности гражданина на имущество, и документов, удостоверяющих исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности гражданина (выписка из ЕГРН, ПТС на автомобиль и т.д.).
-копии документов о совершавшихся гражданином в течение трех лет до даты подачи заявления сделках с недвижимым имуществом, ценными бумагами, долями в уставном капитале, транспортными средствами и сделках на сумму свыше трехсот тысяч рублей (договоры купли-продажи, дарения, мены и т.д.);
-выписка из реестра акционеров (участников) юридического лица, акционером (участником) которого является гражданин;
-выданная банком справка о наличии счетов, вкладов (депозитов) в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, во вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, в банке, справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств;
-сведения о полученных физическим лицом доходах и об удержанных суммах налога за трехлетний период, предшествующий дате подачи заявления о признании гражданина банкротом;
-сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица;
-копия решения о признании гражданина безработным, выданная государственной службой занятости населения;
-копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (ИНН), СНИЛС, копия паспорта;
-копия свидетельства о заключении брака;
-копия свидетельства о расторжении брака, если оно выдано в течение трех лет до даты подачи заявления;
-копия брачного договора;
-копия соглашения или судебного акта о разделе общего имущества супругов, соответственно заключенного и принятого в течение трех лет до даты подачи заявления;
-копия свидетельства о рождении ребенка, если гражданин является его родителем, усыновителем или опекуном;
-справка из налоговой об отсутствии регистрации в качестве ИП. Документ, подтверждающим отсутствие статуса ИП должен быть получен не ранее чем за пять рабочих дней до даты подачи в суд гражданином заявления о признании его банкротом.
Опись имущества.
В описи имущества указывается все имущество, принадлежащее должнику на праве собственности. При этом в опись не включается следующее имущество:
-жилое помещение (его части), если для гражданина-должника и членов его семьи, совместно проживающих в принадлежащем помещении, оно является единственным пригодным для постоянного проживания помещением, за исключением, если оно является предметом ипотеки и на него в соответствии с законодательством об ипотеке может быть обращено взыскание;
-земельные участки, на которых расположены расположено единственное жилье, не обремененное ипотекой;
-предметы обычной домашней обстановки и обихода, вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и другие), за исключением драгоценностей и других предметов роскоши;
-продукты питания и деньги на общую сумму не менее установленной величины прожиточного минимума самого гражданина-должника и лиц, находящихся на его иждивении;
-средства транспорта и другое необходимое гражданину-должнику в связи с его инвалидностью имущество;
-призы, государственные награды, почетные и памятные знаки, которыми награжден гражданин-должник.
Список кредиторов.
В списке кредиторов указываются все лица, перед которыми у должника имеются долги. Указываются основания появления долгов (, кредитные договоры, расписки, решения суда, мировые соглашения, договоры, исполнительные листы, алименты и т.п.).
В списке должников указываются лица, у которых есть задолженность перед должником-заявителем.
Шаг 2. Подготовка заявления.
В заявлении указывается полностью ФИО и адрес должника, а также арбитражный суд, в который оно подается. Арбитражный суд определяется исходя из места регистрации должника (адрес прописки должника). Правильное название арбитражного суда можно посмотреть на сайте этого суда.
Если какая-либо из перечисленных в приложении к форме заявления задолженностей отсутствует, то в соответствующем поле указывается на отсутствие такой задолженности, если задолженность имеется, то указывается ее размер.
В конце заявления ставится подпись и дата, все приложения к заявлению также должны быть приложены. Заявление может быть подписано как самим должником, так и его представителем, действующим на основании доверенности (в этом случае к заявлению прикладывается доверенность).
Если среди приложений нет какого-то документа, то его необходимо включить. Если какой-то документ отсутствует, то его, соответственно, необходимо исключить из списка.
Образец заявления о банкротстве по ссылке.
Шаг 3. Выбор финансового управляющего.
В заявлении в обязательном порядке указываются сведения об организации СРО (наименование, адрес и ИНН), из состава которой должен быть избран финансовый управляющий. Без таких сведений заявление может быть оставлено судом без движения.
В настоящее время в России свыше 50 СРО. Их список можно уточнить на сайте банкрот-федресурс. В настоящее время Верховный суд РФ запретил прекращать дела о банкротстве в связи с отсутствием финансового управляющего. Судам рекомендовано направлять запросы во все СРО и ожидать ответа от них всех.
Шаг 4. Уведомление кредиторов.
До момента подачи заявления о банкротстве в суд необходимо направить его всем кредиторам (тем, перед кем имеется задолженность) по почте вместе со всеми приложениями (не прикладывается только документы, подтверждающие оплату пошлины и те, которые имеются у кредитора).
Документы направляются Почтой России каждому кредитору отдельным письмом с описью вложений (уведомление о получении – обязательно). Чек об отправке и опись необходимо в обязательном порядке сохранить, они будут приложены к заявлению о банкротстве в дальнейшем.
Уведомляются все кредиторы, вне зависимости от их количества (хоть их даже и 1000).
Шаг 5. Оплата госпошлины.
При подаче документов уплачивается госпошлина в размере 300 рублей. Реквизиты для оплаты госпошлины можно увидеть на сайте соответствующего суда.
В случае, если у должника не имеется возможности оплатить госпошлину, он может требовать рассрочки или отсрочки ее уплаты, приложив соответствующие документы, подтверждающие недостаточность имущества для оплаты пошлины (отсутствие денежных средств на расчетных счетах, соглашение о расторжении трудового договора).
Шаг 6. Подача документов в суд.
Документы подаются в арбитражный суд по месту нахождения (регистрации) должника.
Электронная система «Мой арбитр» также принимает заявления о признании несостоятельным (банкротом), также подача возможна через канцелярию суда или по почте.
Стоит обратить внимание, что к заявлению в обязательном порядке должны быть приложены все документы, подтверждающие направление заявления каждому из кредиторов (почтовые чеки об отправке и опись почтовых документов).
Также к заявлению нужно приложить все документы, из которых следует возникновение задолженности (дебиторской или кредиторской) – судебные решения, постановления, договоры и т.п.
Подача заявления через канцелярию осуществляется в 2-х экземплярах (один с приложениями – для суда, на другом – в канцелярии будет поставлена отметка о принятии). При направлении заявления по почте или через «Мой арбитр» достаточно одного экземпляра.
Все документы, приложенные в копиях, должны быть заверены заявителем на каждом листе. Заверяется следующим образом: «Верно, должник ФИО, дата, подпись» (документы, направляемые кредиторам заверять не нужно)
Если у вас есть вопросы по судебной практике, задавайте на электронную почту sob.arb.lawyer@gmail.com.
Я веду канал Банкротчик на яндекс. Дзен. Там будет больше статей и информации. Подписывайтесь.
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Здравствуйте! Какую первоначальную сумму надо заплатить в арбитражный суд при подачи заявления на банкротство?
300 руб. пошлина и 25 000 руб. депозит (на него можно получить отсрочку). Еще расходы могут быть на почту (порядка 500-2000 руб.).
Добрый день. Отличная статья, спасибо. Вопрос, если еще нет судебного решения и сумма на много меньше 500000 могу ли я подать на банкротство именно через финансового управляющего?
Да, сумма может быть и меньше. Выгодно подавать от 200-300 000 руб.
Можно оформить процедуру банкротства даже если есть официальное трудоустройство?
Да, это никак не мешает банкротству. Прожиточный минимум вам будут выдавать, а остальное будет распределено между кредиторами.
Но я полагала что банкротство это полное списание имеющейся задолженности, иначе в чем смысл процедуры, не понимаю.
Смысл убрать долги с населения, которые попали в трудную ситуацию. К сожалению бесплатно можно обанкротиться только не имея имущества и доходов и если этот факт подтвердят приставы.
А Вы мне готовы помочь?
Да, конечно. Пишите мне в сообщения или на почту.
Спасибо.
Так получается что банкротство не избавляет полностью от долгов?их не списывают?
Избавляет. Кредиторы теряют право взыскать их в принудительном порядке.
Не нужно путать списание долгов с гражданина и списания их с баланса кредитора. (первое это юридический факт, а второе обычная бухгалтерская проводка).