Покупка некачественного товара: что делать покупателю
Краткое содержание :
- На какие нормы следует ссылаться
- Что такое некачественный товар
- Права потребителя при получении некачественного товара
- Сроки для удовлетворения ваших требований
- Когда вы можете предъявить требования
- Когда начинает течь гарантийный срок
- Кому направлять претензию
- Какие документы нужны для претензии
- Что делать, если требование не было удовлетворено в срок
- В каком случае требования покупателя не будут удовлетворены
- Вывод
- Обсуждение
Здравствуйте, дорогие читатели!
Продажа некачественного товара – это то, с чем можно столкнуться буквально на каждом шагу. Тем не менее большинство из нас имеет весьма отдаленное представление о том, что такое некачественный товар и что с ним делать.
Сейчас мы подробно разберем, что имеется в виду под некачественным товаром, на что вы имеете право и в течение какого срока.
На какие нормы следует ссылаться
Безусловно, основная ваша опора – это закон РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 "О защите прав потребителей". Он небольшой, но прочитав его несколько раз, вы будете хотя бы иметь понятие, какие статьи указывать в дальнейших претензиях или судебном иске.
Можно использовать и положения Гражданского кодекса:
- ст. 475 ГК (последствия передачи некачественного товара покупателю),
- ст. 503 ГК (права покупателя при продаже некачественного товара).
Что такое некачественный товар
Товар ненадлежащего качества, исходя из смысла ч. 1 ст. 4 закона "О защите прав потребителей" (ЗОПП), – это товар, качество которого не соответствует условиям договора купли-продажи товара. Любым условиям. А как выглядит договор? Это ваш чек с конкретным наименованием товара. Для каждого товара существуют технические документы с их описанием и характеристиками. Они и будут условиями договора.
Важно: в соответствии с ч. 1 ст. 18 ЗОПП потребитель не может предъявлять претензию по поводу качества товара, если продавец заранее предупредил его о дефектах качества товара!
Права потребителя при получении некачественного товара
Эти права указаны в ч. 1 ст. 18 ЗОПП. Итак, при покупке некачественного товара вы можете:
- потребовать замены на товар этой же марки;
- потребовать замены на такой же товар другой марки с перерасчетом цены;
- потребовать соразмерного уменьшения цены;
- потребовать бесплатного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление вами или другим лицом;
- отказаться от договора купли-продажи, потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возвратить товар.
Особенности устранения неисправностей регламентируются нормами ст. 20 ЗООП.
Сроки для удовлетворения ваших требований
Срок зависит от того, что вы требуете от продавца.
1. Если продавец должен исправить дефекты: незамедлительно или по соглашению с покупателем (но не более 45 суток).
2. Если вы хотите заменить товар:
- 7 суток (общий порядок);
- 20 суток (при проведении экспертизы);
- 1 месяц (если товара у продавца нет).
3. Если вы требуете уменьшения цены – 10 суток.
4. Если вы решили своими силами исправить дефекты – 10 суток.
5. Если вы требуете компенсации убытков – 10 суток.
Когда вы можете предъявить требования
Все требования, которые вы имеете право предъявлять, можно заявить до тех пор, пока не прошел срок гарантии или срок годности товара на основании ч. 1 ст. 19 ЗОПП.
Если гарантийного срока нет, вам нужно заявить свои требования в разумный срок, но не позднее, чем через 24 месяца после покупки товара.
Когда начинает течь гарантийный срок
Гарантийный срок начинает подсчитываться с даты, когда товар был вам передан продавцом. А если эту дату определить не удается, то срок исчисляется со дня производства товара.
Можно ли заявить требование, если прошло уже 24 месяца? Да, при следующих условиях:
1. Претензия предъявляется уже к изготовителю, а не к продавцу.
2. Срок службы товара еще не истек.
3. Неисправность возникла до передачи вам товара или по причинам, возникшим до этой передачи (ч. 6 ст. 19 ЗОПП).
Кому направлять претензию
Здесь все зависит от того, какое право при получении некачественного товара вы выбрали.
Продавцу, управомоченному ИП или компании вы можете предъявить абсолютно любые требования.
А вот от завода-изготовителя или импортера можно потребовать только:
- замены на товар той же модели;
- бесплатного устранения дефектов.
Какие документы нужны для претензии
Вам понадобятся паспорт и кассовый чек.
Если чека у вас нет, никаких прав потребителя вы не лишаетесь в соответствии с ч. 5 ст. 18 ЗОПП. Но придется приготовиться к тому, что вы должны будете подтвердить свою покупку свидетельскими показаниями.
Что делать, если требование не было удовлетворено в срок
Если продавец должен был отремонтировать товар или заменить его на другой и не сделал этого, то вы получаете право взыскать с него пеню. Ее размер составляет 1 % от цены товара за каждые сутки просрочки.
Помимо взыскания просрочки вы тогда теперь имеете право изменить свое первоначальное требование на любое другое, например, отказаться от товара и потребовать возврат денег.
В каком случае требования покупателя не будут удовлетворены
В соответствии со ст. 18 ЗОПП ваши требования не будут удовлетворены в случае, если продавец или изготовитель докажет, что качество товара снизилось:
- либо после передачи товара;
- либо по причине неправильного использования или хранения товара (то есть нарушения технических правил).
Но и тут у вас есть шанс: на основании ч. 6 ст. 18 ЗОПП вы все еще имеете право доказать, что это не так.
Вывод
Мы по полочкам разобрали, какие права у вас есть как у потребителя и что с ними можно делать. Не забывайте о том, что при должном стремлении и терпении добиться можно всего, но главное – быть уверенным в том, что закон наделил вас правами. А знать – это половина успеха, чтобы себя защитить.
Надеюсь, статья будет полезна в дальнейшем. Мы рассмотрели только основы, но есть и масса и других вопросов, связанных с доказыванием прав и подачей претензий и исков. Поэтому, так как опрос с этим не связан, пишите в комментариях, интересует ли вас вообще эта тема (чтобы мне сориентироваться). И, конечно, не забывайте писать случаи из своей жизни, а я уверена, что таких много. Не знаю, везение это такое или просто реальность, но я часто попадала в ситуации с продажей мне некачественных товаров.
Всем хорошего дня и настроения!
Удовлетворялись ли ваши требования, когда вы обнаруживали некачественный товар и заявляли об этом продавцу?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Опрос дня:Пост о Работе