Закат региональных торговых сетей и «магазинов у дома»: плюсы и минусы захвата рынка ритейлерами
Краткое содержание :
Осень 2023 года стала чёрной для свердловских ритейлеров. Сперва закрылась местная сеть "Елисейский" (местные премиум-магазины с очень вкусной фабрикой-кухней, уровнем цен выше среднего и возможностью купить качественные продукты по акции), которая работала на рынке с 2000 года. Теперь на месте четырех гастрономов появится "Перекрёсток".
Затем стало известно, что ещё одна популярная сеть магазинов родом из Екатеринбурга – "Монетка" завершает свободное плавание и их магазины скупает "Лента".
Так что в Екатеринбурге остаётся из "своих" лишь "Кировский" и то оставшийся судя по внешнему виду в начале нулевых. Про многочисленные магазины у дома простых ИПшников я и молчу. Их бизнес погорел ещё лет 5 назад.
И подобная ситуация характерна не только для крупных городов-миллионников, но и для районных городов и сёл, где подобный магазин самообслуживания становится точкой притяжения для окружающих населённых пунктов. Но насколько приход федеральных сетей в провинцию является благом?
Плюсы прихода федеральных сетей
1. Они делают товары доступнее для потребителей. Простой пример: мои родители живут в небольшом селе, куда федеральные сети никогда не дотянутся, ибо нерентабельно. Поэтому местные предприниматели вольны устанавливать ценник на выгодном для них уровне. Так что каждая поездка домой к родителям сопровождается закупкой продуктов в городе, где и выбор куда разнообразнее.
2. Устанавливается стандарт качества. Стоит признать, что в условном "Магните" куда опрятнее, чище, чем в ларьке. Продукты с истёкшим сроком годности вовремя убираются, а если всё же доходит до покупателей, то без проблем возмещаются расходы (не нужно бояться жаловаться на это).
3. Достойная зарплата для сотрудников. Большим открытием для меня стало то, что в "Пятёрочке" рядом с моим домом работают в основном ребята до 30 лет. Тогда как для местных сетей привычным образом являются женщины за 45 лет. Судя по всему, и уровень зарплаты, и отношение работодателя куда больше устраивают молодых людей в федеральных сетях, чем в местных магазинах.
Минусы федеральных сетей
1. Бизнес местных предпринимателей разрушается. Невозможно сохранять конкуренцию с федеральными сетями и по ценам, и по зарплатам сотрудников, и по вложениям в ремонт. Благодаря тому, что федеральные сети заключают эксклюзивные контракты с производителями, их цены на прилавках существенно ниже.
При этом большая часть налогов "федералов" будет оседать в Москве, тогда как у местных ООО и ИП – в родном регионе.
2. Местным продуктам сложнее попасть на прилавок. В чём особенный шарм местных сетей и магазинов "у дома" – это региональный патриотизм. Всегда выгоднее продавать товар, который производится рядом с тобой, чем везти из другого региона. С приходом федеральных сетей у местных производителей, особенно маленьких, шансов попасть в поле зрения потребителя стало куда меньше. Например, я буду очень скучать по салатам "Елисейского", которые продавали на разновес.
3. "Отсутствие души". Чем же хороши местные магазины, там неизменно работает тётя Таня, которая продаст тебе свежий хлеб, испечённый несколькими часами ранее, подскажет, какие шоколадные конфеты помягче, выберет яблоки получше. Да и региональные сетевые магазины, почему-то, кажутся куда роднее, чем федеральные, так как в одном и том же магазине ты покупал одинаковую на вкус булочку ещё абитуриентом при поступлении в вуз и уже с 10 годами трудового стажа за плечами.
PS: Но есть и приятные исключения. В Екатеринбурге года 2 назад возникла местная сеть магазинов "Жизньмарт", где продают в основном готовую еду (есть даже полочка для дачников, которые могут свободно продавать урожай со своих участков). Цены выше среднего, но молодёжь активно ходит туда закупаться, особенно во время офисного обеда.
Приход федеральных сетей - это благо или зло?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Опрос дня:МФО