Избирательное право Российской Федерации и иностранный элемент.
В статье рассматривается положительный опыт России по установлению и развитию избирательного права для иностранных граждан и бипатридов, а также реализации этих прав в области местного самоуправления.
Дается анализ перспектив развития участия иностранных граждан и бипатридов в реализации активного и пассивного избирательного права в России.
В соответствии с Конституцией иностранные граждане на территории России несут обязанности и пользуются правами наравне с гражданами страны, а это предполагает участие в муниципальных выборах.
Муниципальные выборы — самая популярная форма прямой демократии, на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права, с помощью тайного голосования избираются депутаты и члены органов местного самоуправления.
Несмотря на стабильность Конституции РФ, содержание большинства её положений постоянно меняется. Сегодня актуально развитие института двойного гражданства, а также международная миграция в Россию.
Для бипатридов и иностранных граждан федеральным законодательством гарантируются активное и пассивное избирательное право.
Как и российские граждане, иностранцы, постоянно проживающие в муниципалитете, имеют право выбирать и быть избранными в его органы власти на основании международных договоров.
Нарушение пункта 2 статьи 12 «Устава Союза Беларуси и России» в части возможности избираться и быть избранными не предусмотрено. «Устав» утратил силу 26 января 2000 года. С этого момента действуют «Договор о создании Союзного государства», и он предусматривает, что активное и пассивное избирательное право принадлежит гражданам Республики Беларусь и Российской Федерации.
В федеральном законодательстве есть расхождения, так как оно изначально предоставляет иностранцам избирательное право, но в то же время ограничивает их возможности. Это вызывает проблемы для правоприменителей.
Право избирать и быть избранным в органы государственной власти не предоставляется иностранным гражданам, так как это ограничение — реализация суверенитета государства. Носителем власти в России является ее многонациональный народ.
В качестве примера можно привести постановление Конституционного Суда РФ, в котором говорится о правах и обязанностях гражданина Российской Федерации.
Положения ст. 62 Конституции РФ и ряда федеральных законов имеют диспозитивный характер и подтверждаются правоприменительной практикой. В частности, постановление Конституционного Суда РФ чётко определяет круг лиц, имеющих право участвовать на выборах на местном уровне в России.
Перспективы развития институтов конституционного права зависят от решения задач систематизации законодательства и определения оптимального состава и тематики федеральных законов. В статье обсуждается развитие институтов избирательного права с учётом положений российского конституционного права.
Интересная ли тема?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Опрос дня:Пост о Работе