Как узнать стоимость оценки бриллиантов в ломбарде? Отменены ли книги отзывов и предложений в 2021 году? Какие права имеет потребитель при оценке ювелирных изделий?
199₽ VIP
Здравствуйте уважаемые юристы! Сегодня обратилась в ломбард, попросила предоставить мне прейскурант по стоимости оценки бриллиантов. На что товаровед ответил, что это конфиденциальная информация только для внутреннего пользования. Прав ли товаровед? Я как потребитель, имею право знать конкретные цифры, как будут оценивать мои камни. Куда Жаловаться на ломбард? Книги отзывов и предложений у них тоже нет. Якобы отменили в 2021 году. Спасибо большое за ответы!
Ломбард нарушает ваши права.
Вы имеете право на получение полной информации об услуге.
В данном случае есть основание подачи жалобы в Роспотребнадзор для защиты своих прав.
Да, книги жалоб отменены.
Теперь всё претензии направляются в РПН и заказным письмом в ломбард.
Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
ч. 1 ст. 14.5 КоАП РФ предусмотрена ответственность за продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг организацией или ИП при отсутствии необходимой информации (штраф – от 3 000 до 4 000 руб. для ИП и от 30 000 до 40 000 руб. – для организации);
ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение права потребителя на получение необходимой достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, продавце, исполнителе и о режиме их работы (штраф – от 500 до 1000 руб. для ИП и от 5 000 до 10 000 руб. – для организации).
- см. ст. 10 ЗЗПП, ст. 2, 12 ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ", ст. 10 ФЗ "О прокуратуре РФ", Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2020) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020) (п. 39)
СпроситьТоваровед ломбарда не прав. В соответствии с Федеральным законом «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 N 2300-1, потребитель имеет право на получение информации о товарах (работах, услугах), обеспечивающей возможность их правильного выбора. Это включает в себя предоставление информации о цене товара (работы, услуги), а также о порядке оплаты товара (работы, услуги).
Согласно Постановлению Правительства РФ от 26.09.2000 N 725 "Об утверждении Правил комиссионной торговли непродовольственными товарами", ломбарды обязаны предоставлять информацию о ценах на драгоценные металлы и драгоценные камни, принимаемые в залог или на хранение.
Если ломбард отказывается предоставить вам информацию о ценах, вы можете обратиться в Роспотребнадзор или в прокуратуру с жалобой на нарушение ваших прав как потребителя. Также вы можете обратиться в суд для защиты своих прав.
Что касается книги отзывов и предложений, то она действительно была отменена в 2021 году. Вместо нее теперь используется электронная форма обратной связи на сайтах организаций.
СпроситьЗдравствуйте.
То есть, фактически Вам отказались назвать стоимость услуги по проведению экспертизы. Конечно, это неправомерно. Это нарушение, поскольку не только является существенным условием договора, но и нарушением Закона о защите прав потребителей.
Так, в соответствии со ст.10 Закона:
1. Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.2. Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать:...
цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при оплате товаров (работ, услуг) через определенное время после их передачи (выполнения, оказания) потребителю, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы;
Деятельность ломбардов регулируется также Законом о ломбардах. В ст.5 Закона указано:
Оценка вещи, передаваемой в залог или сдаваемой на хранение, производится по соглашению сторон в соответствии с ценами на вещи такого рода и качества, обычно устанавливаемыми в торговле в момент и месте ее принятия в залог или на хранение.
То есть, это никакая не конфиденциальная информация. Это существенное условие договора залога. Ломбарды заключают два вида договоров - займа и хранения.
А в ст.7 Закона указано:
3. Существенными условиями договора займа являются наименование заложенной вещи, сумма ее оценки, произведенной в соответствии со статьей 5 настоящего Федерального закона, сумма предоставленного займа, процентная ставка по займу и срок предоставления займа. Сумма предоставленного ломбардом займа не может превышать сумму оценки заложенной вещи.
Книги отзывов и предложений, действительно, отменили, поскольку утратил силу нормативный акт, который содержал требования об их наличии. Это были Правила продажи отдельных видов товаров, , утв.Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55. Вместо указанного Постановления принято Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 N 2463 "Об утверждении Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи...". В последнем документе требование о наличии книги отзывов не содержится.
Однако, данное положение не распространяется на услуги бытового обслуживания населения (к ним же относятся и услуги ломбардов - см, например, Письмо ФНС РФ от 10.06.2011 N АС-4-2/9303@ "О направлении ответов на вопросы"). В п.3 Правил бытового обслуживания населения, утв.Постановлением Правительства РФ от 21.09.2020 N 1514 "Об утверждении Правил бытового обслуживания населения" указано:
Исполнитель обязан иметь книгу отзывов и предложений, которая предоставляется потребителю по его требованию.
По поводу - куда обратиться. Можно направить жалобу в Роспотребнадзор, а также в Центробанк. Роспотребнадзор осуществляет контроль за деятельностью по оказанию бытовых услуг населению.
Банк в силу ст.2.3 Закона о ломбардах:
2. Регулирование деятельности ломбардов и надзор за их деятельностью, за исключением их деятельности по хранению вещей, сдаче в аренду (субаренду) недвижимого имущества, их деятельности банковского платежного агента, оказания ими консультационных и информационных услуг, осуществляются Банком России.3. Банк России осуществляет следующие функции:...
4) осуществляет в установленном Банком России порядке надзор за соблюдением ломбардами требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и нормативными актами Банка России, за исключением требований к их деятельности по хранению вещей, сдаче в аренду (субаренду) недвижимого имущества, их деятельности банковского платежного агента, оказанию ими консультационных и информационных услуг;
За оказанием бытовых услуг Банк не осуществляет контроль. Но направить туда жалобу все равно не будет лишним.
С уважением.
СпроситьЗдравствуйте Диана!
В данном случае, с правовой точки зрения нет не прав товаровед,так как Вы как потребитель, вправе знать конкретные цифры, как будут оценивать Ваши камни (Закон «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 N 2300-1).
Таким образом, с юридической точки зрения необходимо незамедлительно направить жалобу в простой письменной форме как Роспотребнадзор так и в Прокуратуру в отношении товароведа за незаконные действия, самоуправство и привлечение к ответственности (ст.10 ФЗ "О прокуратуре РФ" от 17.01.1992 N 2202-1).
*При необходимости можете обратиться к любому из юристов портала для содействия, защиты и подготовке правовых документов (ст.779 ГК РФ "оказание юр.услуг").
Всего доброго Вам!
Рад был помочь!
СпроситьЗдравствуйте! Давайте разберем ваш запрос по пунктам.
Стоимость оценки бриллиантов в ломбарде
1. Прейскурант оценочных услуг: Товаровед в ломбарде не может отказать в предоставлении информации о стоимости оценки бриллиантов. Потребителю имеет право быть предоставлена конкретная информация о тарифах на оценку ювелирных изделий. Это является частью вашего права на информацию о предоставляемых услугах.
2. Конфиденциальность информации: Товаровед может сослаться на конфиденциальность внутренних документов, но это не отменяет вашего права на получение публичной информации о тарифах и условиях оценки. Вы можете настоять на предоставлении прейскуранта или калькулятора стоимости услуг.
Права потребителя при оценке ювелирных изделий
1. Право на информацию: Вы имеете право на получение полной и достоверной информации о стоимости и условиях оценки ваших ювелирных изделий.
2. Книга отзывов и предложений: Согласно законодательству РФ, ломбарды обязаны вести книгу отзывов и предложений. Эта книга должна быть доступна для ознакомления потребителями.
Куда жаловаться на ломбард?
Если ломбард отказывается предоставить вам прейскурант или доступ к книге отзывов и предложений, вы можете обратиться:
- В управление Роспотребнадзора по вашему региону.
- В Росфинмониторинг (Федеральная служба по финансовому мониторингу).
- В Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы (МИФНС), если имеются сомнения в соблюдении ломбардом законодательства о налогах и ведении бухгалтерского учета.
Дополнительные советы
- В случае отказа в предоставлении прейскуранта или доступа к книге отзывов и предложений, составьте письменное заявление о нарушении ваших прав и требовании предоставить необходимую информацию.
- При обращении в управления и инспекции сохраняйте копии всех документов и корреспонденции для дальнейшего подтверждения ваших действий.
Надеюсь, эта информация будет полезной для вас. Если у вас есть еще вопросы или нужна дополнительная помощь, не стесняйтесь обращаться!
СпроситьОтношения по договору займа между гражданином-Заемщиком и ломбардом регулируются, прежде всего, Гражданским Кодексом Российской федерации (ГК РФ) Законом РФ от 7 февраля 1992 г. N2300-I "О защите прав потребителей"; Федеральным законом от 19 июля 2007 г. N196-ФЗ «О ломбардах», а также договором займа, который должен соответствовать требованиям законодательства.
Исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах (работах), эта информация должна находиться в удобном для обозрения месте. Информация доводится до потребителя на русском языке и дополнительно, по усмотрению исполнителя, на государственных языках субъектов Российской Федерации, родных языках народов Российской Федерации.
Исполнитель обязан иметь книгу отзывов и предложений, которая предоставляется потребителю по его требованию.
За консультациями по вопросам защиты прав потребителей обращайтесь в Управление Роспотребнадзора .«Горячая линия» работает ежедневно по будням по телефону: (38822)64241 с 9-00 до 13-00 и с 14-00 до 18-00. В пятницу рабочий день сокращен до 16-45.
СпроситьЗдравствуйте, Диана! Формально непредоставление информации потребителю - это нарушение статей 8, 10 и 12 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей", что является основанием для заявления об административном правонарушении по ч.1 ст.14.8 КоАП РФ в Роспотребнадзор:
Статья 14.8. Нарушение иных прав потребителей1. Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Книги отзывов и предложений сейчас отменены с отменой нормативного акта, которым они были утверждены. С принятием постановления Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. N 2463 "Об утверждении Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, на период ремонта или замены такого товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" вместо постановления Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55 "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации" они исчезли как класс.
Но все же стоит отметить, что оценка ювелирных изделий не всегда поддается оценке по прейскуранту, т.к. может иметь место историческая ценность, ценность как произведения искусства и т.п., что не всегда поддается оценке. И просто по прейскуранту оценить не всегда возможно без обладания специальными навыками ювелира или оценщика.
Спросить