Права потребителя: право на возврат товара
Есть известная аксиома: потребитель всегда прав. Действительно, Законом о защите прав потребителей от 7.02.1992 года и иными законодательными актами потребителю предоставлены достаточно обширные права. В данной заметке затрону только часть из них, а именно право на обмен и возврат купленного непродовольственного товара надлежащего качества.
Сначала следует отметить, что товары подразделяются на:
- товары надлежащего качества и товары с недостатками,
- бывают обычные товары и технически сложные,
- могут быть куплены непосредственно в магазине или дистанционным способом.
Возврат товаров надлежащего качества, без недостатков
В соответствии с законом (ст. 25 Закона РФ «О защите прав потребителей») потребитель имеет право на обмен товара надлежащего качества в течении 14 календарных дней (в этот срок не входит день покупки товара) в том случае, если он не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации.
При таких обстоятельствах потребитель обязан соблюсти небольшие правила:
- товар должен сохранить товарный вид;
- на товаре должны быть сохранены бирки и фабричные ярлыки;
- имеется документ магазина (кассовый или товарный чек), если их нет можно воспользоваться показаниями свидетеля, который подтвердит оплату товара.
Поэтому если Вы купили обувь или курточку или какой-нибудь другой товар, не выкидывайте упаковку и не срезайте ярлыки. Ярлыки и бирки примерке одежды или обуви не помешают.
К сожалению, повторяются ситуации, когда недобросовестные продавцы, пользуясь неграмотностью или спешкой покупателя, после получения денег при передаче товара сами срезают бирки или ярлыки. Покупатель потом возвращается, чтобы обменять товар, а продавец ему отказывает в обмене или возврате, ссылаясь на нарушение целостности упаковки или отсутствии ярлыка, а также закон.
Решение данной проблемы лежит на поверхности – не покупайте товар без бирок, не позволяйте продавцу срезать ярлыки при продаже товара, а если все-тики продавец осуществил данные действия, то потребуйте у продавца, чтобы он сделал отметку в товарном чеке об отсутствии на товаре бирок и ярлыков. Данную отметку продавец должен заверить своей подписью и штампиком магазина.
Не все товары можно вернуть и обменять. Существует перечень таких товаров, состоящий из 14 позиций.
Например это:
- технически сложные товары бытового назначения (мобильные телефоны, компьютерная техника, фото киноаппаратура, музыкальные инструменты и пр.),
- предметы личной гигиены,
- парфюмерно-косметические товары,
- товары бытовой химии,
- ювелирные изделия,
- автомобили,
- мебельная гарнитура и комплекты,
- оружие,
- животные и растения,
- книги,
- трикотажные изделия,
- лекарства и прочие.
Также нельзя обменять продовольственные товары надлежащего качества. Данные перечни утверждаются Правительством РФ.
В первую очередь, в законе говорится об обмене товара. Но потребитель вправе требовать возврата денег, если в тот день, когда он обратился к продавцу с возвратом, нет в продаже аналогичного товара. Перед тем как требовать возврата денег, необходимо посмотреть, какой товар есть у продавца в продаже и убедиться, что аналогичного товара, отвечающего требованиям покупателя по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации у продавца не имеется.
Например: покупатель возвращает пылесос, потому что его лиловый цвет не походит к голубым обоям в комнате потребителя, а требуемого пылесоса коричневого цвета у продавца в продаже нет. Продавец обязан по требованию потребителя вернуть деньги.
Закон устанавливает предельные сроки возврата денег – не более 3-х дней. Если после общения с продавцом Вы видите, что деньги он возвращать не собирается, кроме итого 14-дневный срок заканчивается, то требование нужно продублировать в письменной форме и вручить продавцу соответствующее заявление. Если продавец отказывается его принимать, заявление можно выслать почтой или телеграммой.
Возврат товаров при дистанционном способе продажи
Если потребитель покупает товар после ознакомления с каталогом, буклетом, фотоматериалами, прослушивания телевизионной или радиосвязи, просмотра почтовых отправлений, что исключает непосредственное ознакомление потребителя с товаром (это и интернет-магазины, и телевизионные «магазины на диване», газеты и листовки, предлагающие «народные» средства, смс-рассылки) – все это дистанционный способ продажи/покупки товара.
Но и в данном случае закон о защите прав потребителей, а именно ст. 26 Закона, предусматривает право потребителя отказаться от товара в любое время до передачи товара и в течении 7 дней после передачи товара. Потребитель не обязан объяснять и даже озвучивать причины отказа от товара.
Когда товар доставлен потребителю, ему в письменной форме должна быть предоставлена информация о товаре (наименование, потребительские свойства, гарантия, срок службы, адрес изготовителя и пр.), а также информация о том, как и в какие сроки товар может быть возвращен. Если такую информацию потребитель не получил, то он вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента его доставки.
Как и при покупке непосредственно в магазине возврат товара надлежащего качества производится при соблюдении тех же правил:
- товар должен сохранить товарный вид;
- на товаре должны быть сохранены бирки и фабричные ярлыки;
- имеется документ магазина (кассовый или товарный чек), если их нет можно воспользоваться показаниями свидетеля и иными доказательствами, которые подтвердит оплату товара (например выписку платежей по банковской карте).
Потребитель не вправе реализовать свое право на отказ только в одном случае – если товар изготавливался индивидуально по заказу потребителя и может быть использован исключительно данным человеком. Например к такому товару могут относиться межкомнатные двери.
Если потребитель отказался от товара, то дистанционный продавец обязан возвратить уплаченные потребителем деньги за минусом транспортных расходов на доставку возвращаемого товара, не позднее чем через десять дней со дня заявления потребителем требования об отказе.
У потребителя есть также и права на возврат товаров ненадлежащего качества. Но об этом – в следующий раз.
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Срезать бирки и ярлыки?!... "Откуда Вы набрались этой пошлости?!"... Это что, АлиЭкспрессс, не пойму? Ни в одном приличном магазине этого делать не будут! А про свидетелей от души посмеялась! Да я им столько могу навести! И все докажут, что я покупала именно у них! Хотя покупателю ничего доказывать не надо! Приходишь в магазин, приносишь вещь, естественно с бирками и ярлыками, и пишешь заявление. Они по штрихкоду найдут ваш пропавший чек и всё!
А если вещь купили на рынке, тоже штрих-код будете искать?
У меня даже мысли такой никогда не было, за вещами на рынок ходить! Там, что на вещах бирок нет или их ещё кассовыми аппаратами не снабдили?! 🤔 Вроде по закону уже должны были... я, если честно, на рынок хожу только на продовольственный. Но там уже все стоит и кассовые аппараты и карточки давно принимают!
В Москве может быть везде уже и стоят кассовые аппараты, но статья написана не только для Москвичей, но и для жителей других городов тоже. Сам хожу на рынок каждую неделю, покупаю лаваш в киоске, в этом киоске карточки там начали принимать пару месяцев назад, а в рядом находящихся вещевых палатках не припомню я, ни кассовых аппаратов ни карточных терминалов. Раз палатки стоят, значит люди в них постоянно что-то покупают.
Сейчас специально заглянула на вещевой рынок. Теперь они все вроде благоустроенны. Так вот: все товары с бирками! Да, штрихкода нет, это точно. Спросила, смогу вернуть, если что не подойдёт... Все дружно ответили: приносите, всё обменяем! Как на счет полного возврата - не знаю. Но, если покупаешь на рынке, нужно особо тщательно смотреть на вещи! Нет ли брака, чтобы потом не ругаться с продавцом. 🤓
Вы, простите, как с другой планеты прилетели. Да сколько угодно случаев знаю, когда отказывали в возврате. Даже до судов дело доходило.
Отказывают тем, кто не знает своих прав! И, к сожалению, продавцы этим часто пользуются! Надо говорить по существу сразу! Если вещь решили обменять, потрудитесь заглянуть в интернет и посмотреть закон. Узнать ваши права и права продавцов. Потом можете смело идти и менять!
И ещё. Книга жалоб и предложений, по закону, должна находиться в каждом лорьке или палатке! Так что требуйте ее! Напишите, с чем Вы не согласны и ещё сфотографируйте для надёжности. Чтобы было на что опереться, если до суда дело дойдет! Желаю удачи!
На рынке и продавца больше не найдёшь.
С 91 г к власти открыто пришли мошенники, которые сами себя мошенниками и называли и прямо в этом сознавались, ликвидировали ВСЕ системы контроля существовавшие до них с детской хотелкой, что "рынок" что-то там САМ урегулирует и абсолютно все за них сделает. Ничего никто не сделал и не исправил и не. Дмитрий Саймс у Соловьева как то рассказал омерзительный факт о егорке гайдаре. Саймс шел с ним на какую-то встречу через подземный переход в центре Москвы. По которому стояли старики и что-то продавали из своих запасов. И этот упырь сказал Саймсу,, что наконец то эти люди что-то впервые делают сами в своей жизни. Дмитрий Саймс просто опешил от такой степени цинизма. А интервью Чубайса в самолете о раздаче даром и с доплатой производств для забивания коммунизма в гроб? И все делают вид, что не понимают причины нынешнего состояния экономики страны, и с вот такими разными мошенничествами в сфере торговли. И наивно уже 30 лет надеются что всё ВДРУГ само собой урегулируется. Если за 30 лет НИЧЕГО не "урегулировалось" и контрафакт особо на продуктовом рынке угрожает безопасности страны - может дело не в неком "рынке" - а в головах у тех кто его предложил, и его концепцию реализует? А обсуждать кто чего смог поменять из негодных товаров, а кто не смог - можно до бесконечности. Мошенничество всяко будет продолжаться, и расти, если не будет работать система государственного контроля. Нормального разумеется.
Как всё сложно (я с недавних пор живу в США. Недавно онлайн купила недешевые полуботинки ugg. Померила дома: ок, нравится, удобно. Коробку выкинула. Носила еще 2 недели, попала под ливень. Когда полуботинки высохли, немного ссохлись. Решила вернуть обратно. Написала причину, что при носке не понравились. И ВСЁ! Деньги вернули полностью, без колебаний. Это я считаю права покупателей: покупатель всегда прав!
Покупатель не всегда прав.
Нам до США еще лет 50-70 топать. У нас еще и рыночной экономики как таковой и нет.
Мое мнение, автор не все осветил для нас потребителей в этой щекотливой теме. Ведь не все юридически подкованы у нас.
Может кто подскажет, что можно было делать. Купила туфли прошла только до загса постояла 10 минут, нога съехала и начала вылетать пятка. При примерке вроде сидели нормально. Приехала сдать обратно, хозяйка магазина ответила что не примет обратно, так как у набоек немного края помяты. Сроки конечно вышли, чек лежит, туфли у хозяйки в магазине стоят со скидкой. Согласилась чтоб постояли у неё, вдруг кто купит.
Ничего нельзя сделать. Продавец, проявив добрую волю и так делает Вам большое одолжение.
Права на обмен или возврат денег за туфли у Вас нет.
Спасибо за ответ. Конечно сейчас уже поздно. Я ей предложила поменять набойки и она сразу согласилась выставить их у себя. Вот и всё.
А что значит сейчас? Вы не могли вернуть туфли и в течение двух недель.
Да вот именно я на следующий же день и приехала сдать.
Нельзя вернуть товар бывший в употреблении, если он надлежащего качества.
А как проверить тогда качество товара, только визуально?)
Если у Вас есть претензии по качеству товара, то это уже другая история. Для определения обоснованности Ваших претензий проводится экспертиза.