«Тепловой удар» или как увеличить прибыль при предоставлении услуг отопления
Теплосеть Балашихи
Доброго времени суток, уважаемые читатели и надеюсь будущие или уже настоящие подписчики моего скромного правового блога.
О чем нам сегодня поговорить? В вопросе ТКО (читайте предыдущие статьи канала) мы разобрались и даже заставили регионального оператора кое-что поменять, так как мы ему зали. Пусть операторы по вывозу ТКО пока выдохнут немного, сегодня мы их оставим без нашего внимания (но только сегодня, мы все равно будем издалека за ними присматриать).
Итак, сегодня нашей темой будет предоставление коммунальных услуг, но в области теплоснабжения. Как некоторые читатели знают, я информировал их о том, что готовлю по этой теме материал с точки зрения тарифов и их применения (особенно интересует многих ответ на вопрос: почему плату за отопление собирают летом?). Однако, сегодня мы не будем брать «схему для гениев», так как ответы на запросы мой посланные пришли еще не все, а хочется представить полную картину вашему вниманию. Поэтому проявите терпение и подождите.
Сегодня же мы возьмем тему гораздо более широкую и не менее интересную, в которой есть опять же своя «схема» - «Реформа теплоснабжения и ее будущее». Звучит не так уж и впечатляюще, но подождите и Вы убедитесь, что в этом вопросе не так все скучно, как кажется на первый взгляд.
Итак, сразу раскрываю суть этой революционной реформы. Но сначала пару слов. Как Вы думаете, чего не хватает коммерческим организациям, которые осуществляют поставки тепла? И да, именно, коммерческим – 100 % поставщиков тепловой энергии это общества с ограниченной ответственностью Теплосеть, есть среди них и унитарные предприятия, но и они коммерческие по ГК РФ. Соответственно, государство от поставок отопления прибыли прямой не получает, только налоги, за исключением не большого процента унитарных предприятий. Так чего же им может еще не хватать? Ведь прибыль идет, люди платят, юридические лица тоже, государство субсидии выделяет. Субсидии на выделяют обществам с ограниченной ответственностью, которые зарабатывают очень не мало. Но и это не самое главное. Чего же еще не хватает? Все очень просто. Единственное что мешает действительно развернуться частным компаниям поставляющим энергию это тарифы, утверждаемые в соответствии с федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении».
И что же они решили сделать? Да всего лишь отменить тарифное регулирование в данной сфере. Отменить частично, пока, а не полностью, но шаг к отмене в целом тарифного регулирования сделан очень серьезный. Ведь в федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее ф.з. «О теплоснабжении») уже заложена статья о возможности отмены государственного регулирования в данной сфере. Оправданием служит фраза о необходимости перехода на рыночные отношения. И соответственно данные господа внесли изменения в указанный выше федеральный закон. А почему бы и нет? Провести ведь через ГД РФ федеральный закон и далее по этапам до его опубликования это ведь так просто? Не правда ли
А теперь раскрыв замысел, мы можем переходить, так сказать к самому сердцу этой реформы. Как учил меня мой наставник в институте – «работая с большим объемом информации после определения целей исследования (анализа) необходимо, научиться очень быстро, забывать мелочи. Именно забывать, не пропускать. Так как при анализе информации, происходит полный анализ всех данных (из-за возможности в обратном случае пропустить главное). Но при этом субъект анализа должен быстро и четко отбрасывать и тут же их забывать не важные для целей анализа факты, оставляя только те факты, которые служат целям исследования». Так же поступим и мы. Я дам полный анализ ф.з. «О теплоснабжении» исходя из нашей главной посылки. Я покажу как после реализации данной реформ поставщики тепловой энергии получат огромные прибыли и какими причинами это обосновано в законе. В данной статье будут только те факты и ссылки на статьи, которые относятся к цели нашего исследования.
Итак, начнем. Что регулирует ф.з. «О теплоснабжении»? В соответствии со ст. 1 данного закона он устанавливает: «правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций». Теперь разберемся с терминами, которые буду использоваться в дальнейшем изложении:
1. тепловая энергия - энергетический ресурс, при потреблении которого изменяются термодинамические параметры теплоносителей (температура, давление);
2. тепловая сеть - совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок;
3. теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей);
4. теплосетевая организация - организация, оказывающая услуги по передаче тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей). (обратите внимание, что как я и говорил, закон не ограничивает круг организаций, только организациями, созданными публичными образованиями, и любая коммерческая организация может стать теплосетевой организацией).
Этих понятий нам хватит для понимания дальнейшего материала. Теперь перейдем к первому главному вопросу, который нам понадобится для понимания всей ситуации. Какова сегодня система установления тарифов на теплоснабжение. В соответствии со ст. 4 ф.з. «О теплоснабжении» полномочия в сфере тарифов распределяются так:
1. Правительство РФ отвечает за разработку государственной политики в сфере теплоснабжения, являющейся частью энергетической стратегии России, отвечает за утверждение правил организации теплоснабжения, утверждает основы ценообразования в сфере теплоснабжения, правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, которые должны включать в себя сроки рассмотрения дел об установлении таких тарифов, исчерпывающий перечень представляемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, документов, определение условий и порядка принятия решений об отмене регулирования таких тарифов; и т.п. (сами тарифы они не утверждают);
2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) осуществляют следующие полномочия устанавливают тарифы, перечень которых приведен в статье 8 ф. з. «О теплоснабжении» (приводить не буду весь список, так как он объемный). Отмечу, что они утверждают все тарифы за исключением одного, который не имеет отношения к нашей теме.
Итак, с тем, кто устанавливает тарифы, мы разобрались. Так эта система существует сейчас, но ей осталось не долго. В соответствии с п. 2.1., ст. 8 ф.з. «О теплоснабжении» «перечень подлежащих регулированию цен (тарифов) на товары, услуги в сфере теплоснабжения является исчерпывающим. Цены на иные виды товаров, услуг в сфере теплоснабжения определяются соглашением сторон и регулированию не подлежат. Соглашением сторон договора теплоснабжения и (или) договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, но не выше цен (тарифов) на соответствующие товары в сфере теплоснабжения, установленных органом регулирования в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения и правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, определяются следующие виды цен на товары в сфере теплоснабжения, за исключением тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, реализация которых необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей:
1) цены на тепловую энергию (мощность), производимую и (или) поставляемую с использованием теплоносителя в виде пара теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям;
2) цены на теплоноситель в виде пара, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям;
3) цены на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, поставляемые теплоснабжающей организацией, владеющей на праве собственности или ином законном основании источником тепловой энергии, потребителю, теплопотребляющие установки которого технологически соединены с этим источником тепловой энергии непосредственно или через тепловую сеть, принадлежащую на праве собственности и (или) ином законном основании указанной теплоснабжающей организации или указанному потребителю, если такие теплопотребляющие установки и такая тепловая сеть не имеют иного технологического соединения с системой теплоснабжения и к тепловым сетям указанного потребителя не присоединены теплопотребляющие установки иных потребителей». Поясню. Теперь по указанным выше трем пунктам цена будет не регулироваться органом государственной власти субъекта РФ, а будет определяться сторонами договора. И вот интересно, цена, наверное, упадет. Ведь у нас так много теплоснабжающих организаций. Совсем наоборот у нас в этой сфере нет конкуренции, сети в собственности у конкретных организаций и хочешь не хочешь, а платить им придётся.
А теперь посмотрим на дальнейшие положения ст. 8 ф.з. «О теплоснабжении» «с 1 января 2018 года цены, указанные в части 2.1 статьи 8 ф.з. «О теплоснабжении», не подлежат регулированию и определяются соглашением сторон договора теплоснабжения и (или) договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, за исключением случаев:
1) реализации тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, необходимых для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей;
2) производства тепловой энергии (мощности), теплоносителя с использованием источника тепловой энергии, установленная мощность которого составляет менее десяти гигакалорий в час, и (или) осуществления поставки теплоснабжающей организацией потребителю тепловой энергии в объеме менее пятидесяти тысяч гигакалорий за 2017 год.
В случае, указанном в пункте 2 части статьи 2.2 ст. 8 ф.з. «О теплоснабжении», цены не подлежат регулированию и определяются соглашением сторон договора теплоснабжения и (или) поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя с даты, определенной Правительством Российской Федерации, а в ценовых зонах теплоснабжения - с даты окончания переходного периода, если она наступила ранее». Таким образом, мы увидели, что уже существую вполне конкретные примеры отказа от государственного регулирования тарифов в данной сфере. Но это только цветочки.
А как это повлияет на потребителя, ведь непосредственно его это не коснётся? Пока только опосредованно, однако, само по себе введение пусть и очень ограниченное отказа от государственных тарифов вызывает очень много вопросов, особенно учитывая монополию на данном рынке. А вот далее самый смак. Сейчас рассмотрим положения статьи 12 ф.з. «О теплоснабжении», которая раньше могла только сниться организациям в сфере теплоснабжения.
Итак, статья 12 ф.з. «О теплоснабжении» предусматривает, что «в случае возможности осуществления в пределах отдельной системы теплоснабжения экономически оправданного перехода из состояния рынка, характеризующегося отсутствием конкуренции, в состояние конкурентного товарного рынка регулирование тарифов в сфере теплоснабжения в такой системе теплоснабжения может быть отменено». Как звучит? Все организации связанные с поставками тепловой энергии я думаю, прослезились от чувств, когда вносили такое изменение в ф.з. «О теплоснабжении». И главное все очень подробно описано. Когда будет конкурентный рынок, не будет государственного регулирования. А когда он будет? Да вот я Вас информирую, что он уже существует, и такая система активно проходит стадию предварительной проверки. Нет, проверяют не конкуренцию на рынке, а проверяют кое-что другое, об этом ниже. Статья 12 также указывает, что «отмена регулирования тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) по предложению органа местного самоуправления по согласованию с организацией, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, или по предложению организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, по согласованию с органом местного самоуправления и по согласованию с федеральным антимонопольным органом». Далее из той же статьи мы можем узнать, а какой же будет порядок регулирования цен, если не будет государственного регулирования? Статья 12 ф.з. «О теплоснабжении» предусматривает, что «после отмены регулирования тарифов в сфере теплоснабжения в пределах отдельной системы теплоснабжения является основанием для принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) по согласованию с федеральным антимонопольным органом решения о введении регулирования тарифов в сфере теплоснабжения в порядке, установленном основами ценообразования в сфере теплоснабжения и правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации».
То есть будет введено вместо жесткого государственного регулирования мягкое и пушистое ценообразование, как например, на многие продовольственные товары. Вы можете ставить любую цену, которую по факту никто не контролирует. И Вас будет сдерживать, только жесткий кулак рынка. А нет, не будет. Ведь у нас в отличие от рынка продовольственных товаров на рынке теплоснабжения монополия и меняться он (рынок) не будет. Так и не надо. Остается сделать больше энергоснабжающих организаций, разве это так сложно? Почему бы и нет? Ведь это коммерческие организации (Теплосети - это общества с ограниченной ответственностью, да и, естественно, Теплосеть в МО и Теплосеть в г. Москва и других регионах это совершенно независимые друг от друга юридические лица не связанные с точки зрения закона ничем), да с гос. участием, но коммерческие. А значит и разделить их в пределах одного региона с точки зрения права не сложно, не знаю как с технический возможностью, но предполагаю, что этот вопрос так или иначе уже решен. И они будут зарабатывать в разы больше. Почему? Потому что ценообразование, которое скоро придет на смену государственному регулированию уже утверждено Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» и будет учитывать следующие критерии, загибайте пальцы:
1. Оплату всех налогов теплоснабжающей организацией;
2. Оплату энергоресурсов теплоснабжающей организацией;
3. Оплату труда персонала (все эти невероятные «золотые парашюты», бонусы высшему звену руководства);
4. Инвестиционные вложения и много очень много другого.
Исходя из всех указанных выше критериев цена для потребителя при введении такого «рыночного» ценообразования подскочит в разы, и будем еще с теплотой вспоминать о том, когда поднимали коммунальные тарифы на 3%. А нет, не у всех будет теплота, только у тех то, сможет за нее заплатить.
Спасибо за ваше время. Это только начало серии статей по данной теме. В следующий раз поговорим о том, почему отопление оплачивать теперь надо круглый год.
А вы знали о возможности отменить тарифы в сфере теплоснабжения?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Статья: От каких платежей можно отказаться в квитанции за коммунальные услуги: полезная информация,
Заработано: 1500 ₽ в конкурсе
Статья: В.В. Путин: "Всё под контролем!" Темпы роста экономики в России лучше всех! Инфляция только 9,3%, но растут зарплаты!,
Заработано: 1300 ₽ в конкурсе
Статья: Зачем СВО превращать в некую «химчистку» – преступники должны нести наказание?,
Заработано: 1200 ₽ в конкурсе
Статья: «Предложение не успевает за спросом». Путин объяснил рост цен в России,
Заработано: 1100 ₽ в конкурсе
Статья: РКН начнет следить за пользователями, которые пытаются обойти блокировки,
Заработано: 1000 ₽ в конкурсе
Написана юристом, много всего и в целом туманно, особенно про пар, у всех вода теплоноситель, пар на производствах и то не всех.
Такие и Федеральные Законы пишутся юристами, что можно читать вдоль и поперек!
Я как не перечитывал ваш комментарий, так и не понял в чем собственно ваши претензии к статье. Про "туманность" я не совсем уловил, где вы ее увидели. Я ничего не придумал, а взял все из закона и представил свои выводы к этим цитатам. И в чем проблема, что пишет юрист? Разве вопрос о системе тарифов относится к чьей-то особой компетенции или чтобы его понять нужно какое-то специальное образование. По-моему главная идея стать, как и закона - переход от гос. регулирования к конкурентной цене вполне проста и доступна любому. А то что у нас юристами пишутся законы это просто смехотворно, если бы это было так, то их качество было бы гораздо выше. Не поймите неправильно, я просто высказываю свое мнение.
Благодарю. Очень интересно. Мы с 1 сентября 2020 г. перешли на прямые расчеты за теплоэнергию. Как будет, не представляю.
Спасибо.
Благодарю за информацию
Всегда рад поделиться.
Познавательно.