Закон о защите прав потребителей: возврат, обмен, ремонт товара
Краткое содержание :
Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 11.06.2021) «О защите прав потребителей» регламентирует отношения между продавцом/изготовителем/поставщиком/исполнителем услуги и потребителем, то есть гражданином, который намеревается каким-либо образом приобрести товар или заказать услугу (работу) с целью удовлетворения личных или семейных нужд. Иными словами, не для осуществления коммерческой деятельности.
Это значит, что указанный закон защищает права физических лиц, которые могут столкнуться с недобросовестностью или несправедливостью со стороны продавца (производителя, импортера, поставщика товара или услуги).
Защищая свои интересы по закону о правах потребителя, гражданин может обращаться в суд только в качестве физлица.
Какие права есть у потребителя
Закон № 2300-1 предусматривает право гражданина (покупателя или заказчика) на следующие характеристики товара или услуги:
- качество,
- безопасность,
- информация об изготовителе (производителе, импортере и т.д.),
- гарантийный срок годности,
- ремонт и техоблуживание (при необходимости).
При обнаружении дефектов или брака, потребитель в праве как вернуть товар, так и обменять его на другой.
В данном вопросе есть множество нюансов и зависят они от категории товара (услуги). Единых рецептов не существует. Главное – помнить, что обменять товар надлежащего качества (если он вообще подлежит обмену) на аналогичный можно в течение двух недель, начиная считать со дня, следующего за днем покупки.
Особенности сроков, в которые гражданин должен уложиться, предъявляя претензии в отношении качества товара, оговариваются ст. 19 Закона о ЗПП. Например, если у товара имеется гарантийный срок, то срок службы данного товара исчисляется со дня его передачи потребителю. Исключением являются сезонные вещи (одежда, обувь), которые можно купить и вне сезона. День наступления соответствующего сезона определяется субъектом РФ, в котором проживает гражданин.
Если реализуемый товар не имеет срока годности, то таковой исчисляется исходя из разумных требований – закон рекомендует предъявлять претензии к качеству товаров и изделий «в пределах двух лет со дня передачи их потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором».
У технически сложных товаров — свои особенности возврата, ремонта и обмена.
Важно:
При обращении с претензией к продавцу или поставщику товара (услуги) важно соблюсти сроки — в таком случае шансы на положительный исход дела возрастают.
В наш век интернета, да еще и в условиях пандемии, когда большинство товаров покупается через мобильные приложения и сайты, особенную актуальность приобрела ст. 26.1 «Дистанционный способ продажи товара».
Покупки через интернет защищены так же, как и покупки в обычном магазине В отношении технически сложных товаров потребитель защищен еще больше (см. Информацию Роспотребнадзора от 17.02.2021 «О правилах возврата и обмена технически сложного товара»).
Если вы хотите получить более подробные сведения тех или иных вопросах в сфере защиты прав потребителей — пишите, мы опубликуем отдельную статью.
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты