Верховный суд РФ обобщил судебную практику по делам о защите прав потребителей: как потребителю защитить свои права, важно знать
Добрый день, дорогие мои читатели!
Вы часто задаёте вопросы по защите своих прав как потребителей. Поэтому я решила осветить эту тему в публикации, рассмотрим в ней, какая сейчас практика сложилась в сфере защит прав потребителей в судебных инстанциях.
В октябре этого года Верховным судом РФ опубликован новый обзор практики по судебным делам в сфере защиты прав потребителей. О некоторых из них вы возможно уже читали.
Основные моменты из последнего обзора ВС РФ по делам о защите прав потребителей
1. В момент заключения сделки по купле-продаже продавец обязан сообщить покупателю (потребителю) об имеющихся обременениях на товар правами иных лиц. (Определение Судебной коллегии Верховного Суда от 25.01. 2022 г. N 49-КГ 21-41-К 6).
2. На производителе товара ненадлежащего качества лежит вся ответственность, следовательно, он обязан возместить потребителю все убытки понесённые им, включая уплаченные кредитному учреждению проценты, если сделка была с участием потребительского кредита, то есть были потрачены кредитные средства по целевому назначению на оплату конкретного товара (Определении Судебной коллегии ВС РФ от 18.01.2022 г. N 46-КГ 21-37-К 6).
3. Если потребитель отказывается от товара надлежащего качества, который он приобретает дистанционно (интернет) то для определения юридически значимых обстоятельств необходимо учесть следующее:
- Соблюдены ли потребителем (покупателем) указанные на сайте продавца сроки отказа товара надлежащего качества.
- Обеспечить продавцу возможность проверить товар после его возврата на предмет сохранности товарного вида продукции, его потребительских (функциональных) свойств, а также количества и комплектности.
- Сейчас вопрос с возвратом товаров приобретённых дистанционным путём стоит актуально, потому как все мы приобретаем через Интернет много всего. Поэтому хочу сказать, что действующим законодательством нет никакой ответственности в виде неустойки, если продавец нарушает срок возврата денег за товар надлежащего качества, приобретённый через интернет. (Определение Судебной коллегии ВС от 25.01 2022 г.N 49-КГ 21-34-К 6).
4. На взаимоотношения между потребителем и исполнителем по проведению маркетинговой программы, а также других методов продвижения услуг и товаров, могут распространяться Закон о ЗПП (защите прав потребителей).
Если исполнитель восстановил права одного отдельно взятого потребителя, а неопределенного круга лиц нет, то данное обстоятельство не является основанием в полном отказе судом истцу, если иск был изначально заявлен в интересах неопределенного круга лиц –потребителей, участвующих в аналогичных правоотношениях (правовое обоснование – Определение Судебной коллегии ВС РФ от 08.02.2022 г. N 5-КГ 21-191-К 2).
5. Основным моментом во всех юридических спорах, является вопрос о том, на ком лежит бремя доказывания. В данном случае бремя доказывания того, что исполнитель не нарушал права потребителя, лежит на самом исполнителе, а не потребителе. (Определение Судебной коллегии ВС от 8 февраля 2022 г.N 5-КГ 21-175-К 2).
6. Только закон может ограничить ответственность исполнителя, кем бы он не был в сделке (продавец, изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченное ИП, импортер), если он ненадлежащим образом исполнил свои обязанности перед покупателем (потребителем услуг), согласно Определения Судебной коллегии ВС от 29.03. 2022 г. N 48-КГ 22-1-К 7).
7. В случае если потеря товара, была по вине транспортной организации - экспедитор, то перед потребителем всю ответственность несет он, так как он принял на себя обязанность перевезти товар и доставить.
Если исходить из условий договора по доставке груза и о том, что ответственность экспедитора может быть ограничена, то они ничтожны, так как его ответственность уже определена ФЗ. (Определение Судебной коллегии ВС от 19.04 2022 г. N 5-КГ 22-14-К 2).
8. По общему правилу нам известно, что Закон о ЗПП может применен, если стороной в сделке выступает ИП или же организация, но в своем определении ВС сослался на то, что имеет также значение то на какие цели приобретается товар, работы или услуги. (Определение Судебной коллегии ВС от 28.09.2021 г. N 36-КГ 21-5-К 2).
9. Тот факт, что договор между двумя сторонами (потребитель, исполнитель) расторгнут, не означает, что в последующем к данным правоотношениям нельзя применить нормы Закона о ЗПП. (Определение Судебной коллегии ВС от 05.04. 2022 г. N 56-КГ 22-13-К 9).
10. Если суд удовлетворят исковые требования потребителя, которые исходят из Закона о ЗПП, суд взыскивает с исполнителя штраф за то, что он добровольно не устранил нарушения не доводя до судебных разбирательств (Определение Судебной коллегии ВС от 09.11 2021 г. N 46-КГ 21-31-К 6).
Несмотря на то, что в Обзор ВС включены многие моменты в спорах о защите прав потребителей, но каждый случай индивидуален, поэтому с ним нужно разбираться детально.
Как защитить свои потребительские права?
Как только человек зашел в обычный магазин или на сайт интернет магазина, приобрел что-либо, пошел к стоматологу, в салон красоты и ему оказали услуги, он становится потребителем и у него возникают определенные права.
А как быть, если услуги и товары ненадлежащего качества?
1. Потребуйте заменить товар на такой же
2. Потребуйте заменить товар на аналогичный, но с перерасчетом цены.
3. Можете также потребовать незамедлительно устранить недостатки купленного товара, т.е. воспользоваться гарантией.
4. Отказаться от сделки и потребовать полный возврат денег в течение 14 дней.
5. Если добровольно не устраняют, необходимо сначала написать претензию в адрес потребителя.
6. Можно также подать жалобу в Роспотребнадзор.
7. Если вышестоящие способы не возымели должного действия, обратиться в суд с иском.
В заключении хотелось бы сказать, чтобы вы помнили, что закон о ЗПП на ашей стороне. Практика показывает, что суды в основном удовлетворяют такие иски потребителей, а с продавцов (исполнителей) взыскивают штраф 50 % от сумм, которые взыскали в пользу покупателей (потребителей), а также незначительную денежную сумму за душевные страдания (моральный вред), если таковой заявлен.
Источник картинки - Яндекс
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Суды действительно чаще всего принимают решения в пользу потребителя. Таким образом Закон о защите прав потребителей работает во всю мощь. Ну и бонусом штраф, установленный пунктом 6 ст. 13 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей", при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Компенсация морального вреда также работает, но суммы часто урезают. Тем не менее, хоть что-то да взыскивают.
Вопрос- действует закон о защите прав потребителей в области некачественных услуг управляющей компании? И как работает ЗПП в случае не оказанных услуг?
Формально действует. Но на практике - всё по понятиям.
Был Международный день защиты прав потребителей. Тетка, уполномоченная по правам потребителей, собрала в какой-то школе родителей и стала объяснять, что такое права потребителей. Но по ее версии, право потребителя = это вовремя оплачивать коммунальные услуги. И это во время пандемии, когда можно было и не оплачивать.
И вот прошло 30 лет со всремени принятия Закона о защите прав потребителей, а народ не понимает про что это.
Вопрос: понимает ли уполномоченная по правам потребителей тетка или придуривается? И почему родители школьников не возмутились таким вот способом глумления над народом? Народ в коме?
Да нет у нас НОРМАЛЬНОГО суда, нет! Я и моя супруга столько раз пытались защитить свои права, но суд с крупным "игроком" всегда встаёт против нас, потому что в суде "назначенцы" решают как повернуть "закон", который не нами, а прихватизаторами написан
Вы правы! А игроки как раз крупные играют. Монополисты!
У этих игроков свои представители в судах, куда они ходят, как на работу, каждый день. Причем это даже не юристы, а какие-то полуграмотные тетки с фальшивками. Их задача - потрошить клиентов. А на иски клиентов они реагируют так: "нам не разрешают проиграть!"
Я с вами не соглашусь. Как раз в 90-е годы, когда Закон только приняли, 100 процентов исков потребителей удовлетворялись. А теперь совсем другая практика.
И бремя доказательств лежит на потребителе, особенно если ответчик какой-нибудь Энергосбыт. И судья все время путает, кто ответчик, а кто истец. На ложные голословные или фальсифицированные доказательства ответчика судья реагирует странно :"Как может, так и отвечает". Причем такие "доказательства" принимаются, а на ходатайства истца никакой реакции - ни ответа, ни привета. Подшито в папочку - и всё!
Какая защита прав? Глумление!
Это цирк с конями! В 90-е годы хоть какой-то здравый смысл присутствовал. Теперь кажется, что все сошли с ума или просто слабоумные. Непонятно, что случилось с народом?
Получается, что если исполнитель, приняв по акту товар с браком, длительное время не выплачивает покупателю деньги, то в выплате неустойки потребителю откажут? В пункте 3, 3 раздел (Определение Судебной коллегии ВС от 25.01 2022 г.N 49-КГ 21-34-К 6) . А как же Закон о защите прав потребителей?
спасибо
Пока владельцы торговых точек не будут заинтересованы в своей репутации, продавцы так и будут втюхивать просрочку, потому что зависят материально от хозяев магазинов!
В момент заключения сделки по купле-продаже продавец обязан сообщить покупателю (потребителю) об имеющихся обременениях на товар правами иных лиц. (Определение Судебной коллегии Верховного Суда от 25.01. 2022 г. N 49-КГ 21-41-К 6).
Спасибо за информацию!
Купила арбуз, а он прокис внутри. Вернули сразу деньги.