«Создан, чтобы разлучать семьи»: шокирующий фильм разоблачает насилие и детоубийство
Разрушительный документальный фильм «Сахарный тростник» раскрывает ужасающие истории из противоречивых школ-интернатов для коренных народов
Школы-интернаты для детей коренных народов стали пятном на истории как Соединенных Штатов , так и Канады , и хотя были предприняты шаги для исправления ситуации в прошлом, новый документальный фильм «Сахарный тростник» показывает, насколько этот процесс еще не завершен.
Эти школы работали на протяжении 19 и 20 веков, а последняя школа-интернат в Канаде закрылась только в 1997 году, и их называли местами попыток культурного геноцида против коренных народов . Для многих детей посещение этих школ было обязательным, что вынуждало их уезжать далеко от дома, где они систематически были отделены от своего языка и культуры и подвергались различным формам насилия. Посещение этих школ было связано с серьезными последствиями для психического здоровья, включая повышенный уровень депрессии, употребления наркотиков и самоубийств.
Недавно был пролит новый свет на уровень зверств, которые происходили в школах-интернатах, когда в 2021 году выяснилось, что на месте, где когда-то стояла бывшая школа-интернат для индейцев Камлупса, были обнаружены потенциальные безымянные могилы. Именно эта новость послужила толчком к созданию документального фильма «Sugarcane», в котором исследуется школа-интернат St Joseph's Mission.
Откровений в «Сахарной тростниковой» много, но, возможно, самым шокирующим является доказательство, которое приводят создатели фильма о том, что в этой школе практиковалось детоубийство, где тела детей женщин, подвергшихся насилию со стороны католических священников, сжигались на территории школы. Как оказалось, это ужасное открытие имеет серьезные последствия для сорежиссера Джулиана Брейва НойзКэта, чей отец, Арчи, возможно, был единственным выжившим в этих событиях. Джулиан принимает смелое решение поместить себя в фильм, и мы видим, как отец и сын медленно прорабатывают годы отчуждения и десятилетия истории, чтобы узнать факты о том, как Арчи появился на свет.
История NoiseCat, возможно, самая захватывающая из четырех переплетенных историй, которым посвящен фильм. В нее входят история шефа полиции Рика Гилберта, который отправляется в Ватикан, чтобы добиться возмещения ущерба за действия церкви, история следователя Шарлин Белло, которая кропотливо собирает воедино детали произошедшего в школе, и история шефа полиции Вилли Селларса, который организовал и возглавил расследование истории школы.
Хотя школы-интернаты оказали огромное влияние на семью NoiseCat, он рассказал мне в видеоинтервью, что большую часть своей жизни он практически ничего не знал о том, что его бабушка пережила там в детстве. Во время летних визитов к ней она рассказывала странную историю о том, как она и ее однокурсницы говорили друг другу «черный медведь идет», когда видели одного из священников или монахинь школы. «Все, что я получил от своей бабушки, — это очень загадочный рассказ о ее опыте в школе-интернате», — сказал мне NoiseCat, — «где она сказала, что люди, которые должны были присматривать за нами, были хищниками».
История NoiseCat о его бабушке указывает на большую тишину, окружающую эти школы, даже внутри коренного сообщества, и это одна из причин, почему этот документальный фильм так важен. По словам NoiseCat, Sugarcane противоречит популярному мнению многих в СМИ о том, что школы-интернаты хорошо известны и подробно обсуждаются в коренных сообществах. «Каждый раз, когда я это слышал, — сказал он мне, — я думал: «Это не соответствует моему опыту».
Действительно, когда NoiseCat и его сорежиссер Эмили Кэсси пытаются обсудить школы в сообществе, они в основном сталкиваются с молчанием. Как показывает фильм, часть травмы, с которой сталкиваются коренные народы, заключается в том, что то, что они пережили в школах, лишило их дара речи, языка для обсуждения событий или людей, с которыми они могли бы поделиться своим опытом. Один из ключей к обработке и преодолению этого прошлого — научиться говорить о нем, а для тех, кто пострадал, — рассказать историю своими словами. Как с точки зрения построения этого повествования, так и с точки зрения побуждения других делать это, Sugarcane является мощным вмешательством в здоровье сообщества.
Одной из сильных сторон Sugarcane является то, как NoiseCat и и Кэсси позволили этой реальности проявиться на протяжении всего их документального фильма. Фильм погружает зрителей прямо в суть истории, предпочитая фактуру жизненного опыта коренных народов более прямолинейному описанию того, что именно произошло. «Жюль и я много говорили о том, что означает тишина, а также о том, как размышлял о темпе этого мира», — сказала мне Кэсси. «Это действительно то, как ощущается мир, и для нас было очень важно, чтобы он казался репрезентативным для того, что мы видели и чувствовали».
Благодаря такому выбору «Сахарная трость» — фильм, который движется в очень размеренном темпе. Это может бросить вызов некоторым зрителям, привыкшим к более резким ритмам, хотя этот выбор дает место тишине, которая продолжает пронизывать сообщество, и заставляет те немногие слова, которые в конечном итоге вырываются, казаться с трудом заработанными и существенными. «Мы не хотели рассказывать историю с расстояния 10 футов», — сказала Кэсси. «Мы хотели рассказать ее от лица людей, живущих ею». Это делает «Сахарную трость» чрезвычайно эффективным в отражении более масштабных проблем, с которыми все еще сталкивается коренное сообщество, поскольку оно начинает долгую и трудную работу по противостоянию своей травме, собирая воедино историю и рассказывая о том, что произошло в школах-интернатах.
Как также ясно показывает фильм, это во многом продолжающаяся история. Когда Гилберт отправляется в Ватикан на аудиенцию к епископу, он получает извинения, но отвечает, что этого недостаточно: отмечая, что Библия говорит, что извинения — это только первый шаг к исправлению несправедливости, он говорит епископу: «Извинения были, но ничего не произошло».
Это ничто является значительной частью систематического провала, который травмировал учеников школ-интернатов. Sugarcane отмечает, как в то время предпринимались попытки сообщить о том, что в школах дети подвергаются насилию, но эти сообщения остались без внимания. О попытке детоубийства отца NoiseCat сообщили в полицию, но ничего не произошло. «Об этом сообщили в полицию, как и о записях о других жертвах», — сказала Кэсси, — «например, о нахождении тела младенца в коробке из-под обуви и других сообщениях о том, как младенцев забирали и насильно усыновляли. Ничего не было сделано для расследования этих преступлений». Фактически, как сообщает Sugarcane, единственным лицом, которому грозила уголовная ответственность, была мать ребенка, которая была приговорена к году тюремного заключения за пренебрежение своим ребенком.
Слишком поздно привлекать к ответственности многих католических священников, которые издевались над детьми в системе школ-интернатов, но простое раскрытие правды о том, что произошло, все еще может иметь мощный целительный эффект. NoiseCat обсудил, как показы фильма часто заканчиваются катарсисом зрителей, и фильм документирует, как процесс вовлечения в этот проект помог многим пережить и преодолеть свою травму.
«Этот фильм также о стойкости и любви сообщества и семей, которые вы здесь видите», — сказал NoiseCat. «Они выстояли, несмотря на то, что эти школы были созданы для того, чтобы разлучать семьи».
«Сахарная трость» уже выходит в кинотеатрах США, а в Великобритании — 20 сентября.
Источник: https://www.theguardian.com/film/article/2024/aug/09/sugarcane-review-residential-schools