Коллекторское агентство. Специфика работы и что изменилось.
В данной статье мы не будем рассказывать, что такое коллекторские агентства, как они появились и т.д. Мы расскажем о данных организациях то, чем они являются на данный момент времени, так как есть различия в специфики их работы относительно нескольких лет назад.
Федеральный закон №230, который был принят в 2016 году, стал более точно регулировать отношения между коллекторскими агентствами и должниками.
Прошло не так много времени и у людей еще остались ассоциации о коллекторах, как о жестких выбивал долгов. После принятия данного закона, агентства поменяли свою концепцию по взысканию денежных средств с должников. Ведь данный закон стал регулировать не только количество взаимодействий в день, неделю и месяц с должником, но и время, в которое можно и нельзя взаимодействовать, о чем говорит статья 7 пункт 3 данного закона. Также следует отметить, что не допускается взаимодействовать с должником, когда тот признан банкротом, стал недееспособным, находится на лечении в стационаре, стал инвалидом 1 группы или является несовершеннолетним (Статья 7 пункт 1).
Но дело еще не в том, что закон стал ограничивать агентства во времени взаимодействия и социальном статусе должника. Ведь что мешает в отведенное законом время приехать к должнику и провести с ним беседу насильственного характера с откровенным запугиванием, причинением вреда здоровью или имущества, как это могло встречаться до принятия закона.
В статье №14.57 КоАП (кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях) прописаны административные штрафы за нарушение прав и интересов должника. А за грубые нарушения предусматриваются наказания вплоть до исключения из государственного реестра. К таким нарушениям относятся не только те, которые связаны с временным взаимодействием и социальным статусом должника, но и такие, как: применение физической силы, повреждение имущества и методы, опасные для здоровья и жизни (статья №6 ФЗ 230).
Хотим отметить, что к понятию «взаимодействие» относятся: личные встречи, телефонные переговоры, текстовые и голосовые сообщения и почтовые отправления. Да, законом не было «вычеркнуто» такое понятие, как «личные встречи», но уже почти невозможно встретить коллекторских агентств, которые практиковали бы подобное взаимодействие. Это можно объяснить тем, что стало невыгодно содержать сотрудников, которые работают на выезде, так как имеют место расходы на бензин и заработная плата отдельному штату сотрудников. Нужно еще учитывать, что такие сотрудники просто физически не смогут доехать до многих должников и будут звонить к некоторым из них по телефону, с чем неплохо справляется call-центр. Так зачем в штате держать несколько человек, которые просто не рентабельны, учитывая, что личные встречи будут далеко не всегда продуктивны.
Теперь немного о самих call-центрах, в которых поменялась специфика общения. Операторы все реже стали запугивать должников. Даже реальные возможные судебные разбирательства стали упоминаться в крайнем случае, так как на это люди, в большинстве случаев, реагируют негативно и бросают трубку. Теперь агентства по взысканию долгов поменяли вектор с выбивания на вектор взаимовыгоды. Сейчас они стараются больше договориться с должником, что выгоднее, чем запугивание, т.к. агентства существуют за счет процента от возврата долга или от возврата всего долга, если оно полностью выкупило право требования по договору цессии.
Да, многие еще не знают, что если они взяли кредит в некой кредитной организации, и по каким-либо причинам у них образовалась задолженность, то может такое случиться, что им позвонят из другой организации с требованием вернуть долг (статья № 382 ГК РФ).