
Какие ОРМ должен проводить участковый уполномоченный полиции в рамках проверки заявления о преступлении?

Здравствуйте.
Участковый уполномоченный не является субъектом оперативно-розыскной деятельности и может осуществлять только те оперативно-розыскные мероприятия, результаты которых не требуют документального оформления в соответствии с требованиями Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».
По поступившему заявлению проводится процессуальная проверка в порядке, установленном статьей 144 УПК РФ:
дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения
Срок может быть продлен до 10 дней и даже до 30 дней если требуется проведение ОРМ.
По результатам проверки, в соответствии со статьей 145 УПК РФ принимается одно из решений:
- о возбуждении уголовного дела;
- об отказе в возбуждении уголовного дела;
- о передаче сообщения по подследственности в соответствии со статьей 151 УПК РФ, а по уголовным делам частного обвинения - в суд в соответствии с частью второй статьи 20 УПК РФ.
О принятом решении сообщается заявителю.

Согласно российскому законодательству, перечень ОРМ, осуществляемых УУП в рамках проверки заявления о преступлении, может включать:
1. Установление обстоятельств: УУП должен установить факты совершения преступления, а также лица, их совершившие.
2. Сбор доказательств: Это может включать сбор вещественных доказательств, документов, опрос свидетелей, проверку мест происшествия и другие действия.
3. Запрос информации: УУП может запрашивать информацию от других ведомств и органов (например, налоговых, судебных).
4. Опрос населения: Проводится с целью сбора информации о ситуации на территории обслуживания.
### Нормативные акты, регламентирующие деятельность УУП:
Основные нормативные акты, которые регулируют деятельность участковых уполномоченных полиции, включают:
- Федеральный закон от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции": Определяет основные задачи и полномочия полиции, в том числе участковых уполномоченных.
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (УПК РФ): Устанавливает рамки для проведения допросов и других следственных действий.
- Приказ МВД России от 29 марта 2019 г. N 205: Регламентирует фактическую деятельность УУП на обслуживаемом административном участке.
Отвечая на ваш вопрос о том, может ли УУП проводить "допрос", важно отметить, что:
- Опрос - это действие, которое может проводиться УУП с целью получения информации от граждан, но оно не является процессуальным действием. Информация из опроса не может использоваться в качестве доказательства в суде.
- Допрос - это процессуальное действие, которое ведется в рамках уголовного дела с соблюдением всех норм УПК РФ и не может проводиться участковым без соответствующих оснований и назначения. Допрос производится исключительно в рамках следственных действий, которые могут проводить следователи или дознаватели.


ОРМ Участковый не проводит.если нет поручения на их проведение.
УПК РФ Статья 144. Порядок рассмотрения сообщения о преступлении.
Дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном настоящим Кодексом, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.
Приложение N 1
к приказу МВД России
от 29.03.2019 N 205
Инструкция
по исполнению участковым уполномоченным полиции служебных обязанностей на обслуживаемом административном участке
29.Обращения, заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, полученные участковым уполномоченным полиции непосредственно от граждан, передаются в дежурную часть территориального органа для их регистрации в книге учета заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях.
30. Непосредственное рассмотрение обращения, заявления или сообщения о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии участковый уполномоченный полиции осуществляет после соответствующего поручения уполномоченного должностного лица.

Здравствуйте.
1) ОРМ - это оперативно розыскные мероприятия, которые проводятся в соответствии с Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12.08.1995 N 144-ФЗ. При этом участковый не уполномочен проводить ОРМ.
2) Участковый уполномоченный полиции в рамках проверки заявления о преступлении проводит проверочные мероприятия, предусмотренные статьей 144 УПК РФ. Он, действуя по указанию органа дознания, вправе:
получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном УПК РФ, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов.
3) Ни участковый, ни следователь не вправе производить допрос в рамках доследственной проверки, то есть до возбуждения уголовного дела.
Что касасется объяснения (опроса), то оно может быть признано доказательством как "иной документ" (ст. 74 УПК РФ).
4) Если участковый не оформляет заявление о преступлении, то это является укрывательством преступления и влечет строгую дисциплинарную ответственность вплоть до увольнения из органов внутренних дел. Пишите жалобу прокурору.
В статье 6 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» перечислены оперативно-розыскные мероприятия, которые могут проводить сотрудники полиции:
Опрос
Наведение справок
Сбор образцов для сравнительного исследования
Проверочная закупка
Исследование предметов и документов
Наблюдение
Отождествление личности
Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств
Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений
Прослушивание телефонных переговоров
Снятие информации с технических каналов связи
Оперативное внедрение
Контролируемая поставка
Оперативный эксперимент

участковый не наделен право осуществления ОРМ , однако его из его полномочий указанных приказом МВД Следует, что он именно может осуществлять опросы заявителей, свидетелей и очевидцев и иных лиц;
одновременно с этим любой сотрудник полиции обязан принять от Вас заявление о преступление, а непосредственно участковый обязан и опросить заявителя и передать материал по заявлению для регистрации и дальнейшее распределение в дежурную часть своего подразделения
опросы могут быть признаны в суде доказательством как результаты оператино-розыскной деятельности, а не как отдельный процессуальный документ;
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 29 марта 2019 года N 205
9. Участковый уполномоченный полиции при несении службы на обслуживаемом административном участке решает следующие задачи:
9.1. Принимает меры, направленные на предупреждение и пресечение преступлений и иных правонарушений, выявление и раскрытие преступлений в соответствии с распределением обязанностей, установленных нормативными правовыми актами МВД России, регламентирующими вопросы деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений, осуществляет производство по делам об административных правонарушениях.
IV. Рассмотрение обращений и прием граждан
29. Обращения, заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, полученные участковым уполномоченным полиции непосредственно от граждан, передаются в дежурную часть территориального органа для их регистрации в книге учета заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях.
30. Непосредственное рассмотрение обращения, заявления или сообщения о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии участковый уполномоченный полиции осуществляет после соответствующего поручения уполномоченного должностного лица.
31. Прием граждан участковый уполномоченный полиции осуществляет на административном участке в помещении участкового пункта полиции по вторникам и четвергам с 17.00 до 19.00, а также по субботам с 15.00 до 16.00 при несении службы на обслуживаемом административном участке. В случаях отсутствия на административном участке участкового пункта полиции, невозможности осуществления приема граждан на участковом пункте полиции, по решению начальника территориального органа участковый уполномоченный полиции может проводить прием граждан в здании территориального органа или помещении, предоставленном органами местного самоуправления.
________________
Положения настоящей главы Инструкции, регламентирующие прием участковым уполномоченным полиции граждан, не распространяются на отношения, регулируемые Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Часть 7 статьи 48 Федерального закона "О полиции".
32. Информация о месте и времени приема граждан доводится участковым уполномоченным полиции до населения, проживающего на обслуживаемом им административном участке в ходе профилактического обхода, отчета перед населением, а также путем размещения информации на информационных стендах в местах массового пребывания людей.
В соответствии с совместным приказом Генеральной прокуратуры РФ, МВД РФ, МЧС РФ, Минюста РФ, ФСБ РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ, Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков «О едином учете преступлений» любое правоохранительное ведомство, имеющее право проводить дознание и следствие, обязано принять и зарегистрировать заявление гражданина о преступлении вне зависимости от подследственности данного преступления.
С заявлением о преступлении граждане могут обратиться в любое правоохранительное ведомство, а не только в полицию.
Органы внутренних дел обязаны принимать устные и письменные сообщения о преступлениях, а также сообщения и письменные заявления о событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, в том числе о несчастных случаях, дорожно-транспортных происшествиях, авариях, катастрофах, чрезвычайных происшествиях, массовых беспорядках, массовых отравлениях людей, стихийных бедствиях и иных событиях, требующих проверки для обнаружения возможных признаков преступления или административного правонарушения. Сообщения о преступлениях включают и явку с повинной, т. е. добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении.
Письменное заявление о преступлении должно быть подписано заявителем. Заявление о преступлении, сделанное в устной форме, заносится в протокол, который подписывает заявитель и должностное лицо, принявшее данное заявление. Заявление о явке с повинной также может быть сделано как в письменном, так и в устном виде.
Органы внутренних дел не вправе отказывать в приеме заявлений, сообщений и другой информации о преступлениях и происшествиях по мотивам недостаточности сообщаемых данных. Вместе с тем, эта информация не должна содержать заведомо ложных сведений. Заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со статьей 306 Уголовного кодекса Российской Федерации, о чем в протоколе делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя.
Заявления и сообщения принимаются независимо от места и времени их совершения. В соответствии с требованиями УПК РФ при приеме сообщения о происшествии заявителю выдается талон-уведомление, в котором указываются сведения о сотруднике, принявшем данное сообщение, а также регистрационный номер и дата регистрации сообщения. Талон состоит из двух частей: талон-корешок и талон-уведомление. Обе части талона имеют одинаковый регистрационный номер.
Заявитель расписывается в получении талона-уведомления на талоне-корешке, проставляет дату и время получения талона-уведомления.
Подавать заявления и другую информацию о преступлениях и иных происшествиях наряду с гражданами России могут иностранные граждане и лица без гражданства.
По заявлению или сообщению о преступлении в срок не позднее 3 суток, в исключительных случаях – в срок не более 10 суток со дня подачи, в соответствии с требованиями статьи 145 УПК РФ, должно быть принято одно из следующих решений:
- о возбуждении уголовного дела;
- об отказе в возбуждении уголовного дела;
- о передаче по подследственности или территориальности.
О принятом решении сообщается заявителю. При этом заявителю разъясняется его право обжаловать данное решение и порядок обжалования.
Заявитель имеет право:
- излагать заявление на языке, на котором ведется делопроизводство в органе внутренних дел, или на другом языке, которым он владеет;
- получить сообщение о решении, принятом по его заявлению;
- обжаловать действия работников органов внутренних дел, связанные с принятием и рассмотрением заявлений, сообщений и другой информации о преступлениях и иных происшествиях, начальнику органа внутренних дел, а также в вышестоящий орган внутренних дел, прокуратуру или другие компетентные учреждения и организации по своему усмотрению. Результаты оперативно-розыскной деятельности могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, представляться в орган дознания, следователю или в суд, в производстве которого находится уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении, а также использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств, и в иных случаях, установленных указанным Федеральным законом (часть вторая статьи 11 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности").
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации органу дознания и действующему от его имени должностному лицу, которое проводило или проводит по уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия, не запрещается принимать решение о возбуждении уголовного дела и проводить направленные на первоначальное закрепление следов преступления неотложные следственные действия при наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, поскольку часть вторая статьи 41 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК), исключающая одновременное осуществление одним и тем же лицом процессуального расследования и оперативно-розыскной деятельности, распространяется лишь на дознавателей и проведение ими дознания в предусмотренном главами 32 и 32(1) УПК порядке, которое сопряжено с принятием по уголовному делу процессуальных решений о привлечении определенных лиц к уголовной ответственности (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2015 г. N 22-П).
В процессе доказывания запрещается использование результатов оперативно-розыскной деятельности, если они не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам УПК (статья 89 УПК).
В соответствии с требованиями статей 87 и 88 УПК результаты оперативно-розыскной деятельности равно как иные доказательства подлежат проверке (путем сопоставления их с другими доказательствами, имеющимися в уголовном деле, а также установления их источников, получения иных доказательств, подтверждающих или опровергающих проверяемое доказательство), а также оценке (с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, а все собранные доказательства в совокупности - достаточности для разрешения уголовного дела).
Нарушение норм УПК судом, прокурором, следователем, органом дознания, начальником органа дознания, начальником подразделения дознания или дознавателем в ходе уголовного судопроизводства влечет за собой признание недопустимыми полученных таким путем доказательств (часть третья статьи 7 УПК).

Смотрите , участковый не проводит ОРМ в рамках доследственной проверки.
Это лицо с ограниченным функционалом.
Принять заявление о преступлении обязан, по нему проводит проверку.
Дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения.
Срок может быть продлен до 10 дней и даже до 30 дней если требуется проведение ОРМ.
По указанию органа дознания, вправе:
получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном УПК РФ, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов.
После проведения проверки в рамках своих полномочий материалы отправляет следователю либо дознавателю, который и принимает по заявлению решение.
- см. ст. 144, 145 УПК РФ

Ответ отключен модератором

Дополню.
Поэтому ОРМ может проводиться МВД по заявлению или сообщению о преступлении в срок не позднее 3 суток, в исключительных случаях – в срок не более 10 суток со дня подачи, в соответствии с требованиями статьи 145 УПК РФ, должно быть принято одно из следующих решений:
- о возбуждении уголовного дела;
- об отказе в возбуждении уголовного дела;
- о передаче по подследственности или территориальности.

Перечень ОРМ определен Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности" (№ 144-ФЗ от 12 августа 1995 года). К ним относятся:
1. Опрос граждан.
2. Наведение справок.
3. Сбор образцов для сравнительного исследования.
4. Проверочная закупка.
5. Исследование предметов и документов.
6. Наблюдение.
7. Отождествление личности.
8. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.
9. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.
10. Прослушивание телефонных переговоров.
11. Снятие информации с технических каналов связи.
12. Оперативное внедрение.
13. Контролируемая поставка.
14. Оперативный эксперимент.
Опрос — это мероприятие, проводимое в рамках ОРД. Его результаты могут использоваться в качестве доказательств в уголовном процессе, если они получены законным путем и зафиксированы надлежащим образом.
Допрос проводится следователями или дознавателями в рамках предварительного расследования уголовного дела. Участковый уполномоченный полиции не обладает полномочиями на проведение допроса, так как это процессуальное действие регулируется Уголовно-процессуальным кодексом РФ (УПК РФ).
Согласно Приказу МВД России № 1166 от 31 декабря 2012 года "Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции", участковый обязан принимать и регистрировать заявления и сообщения о преступлениях, осуществлять их проверку и принимать по ним решения в соответствии с УПК РФ.
Заявления о преступлениях должны быть зарегистрированы в книге учета сообщений о происшествиях и рассмотрены в установленные сроки. Участковый обязан принять заявление, проверить изложенные факты и принять решение о возбуждении уголовного дела либо отказе в возбуждении.
Бездействие участкового уполномоченного полиции может повлечь дисциплинарную ответственность. Если участковый не принимает заявление или не проводит необходимые мероприятия, гражданин имеет право обжаловать его действия в порядке, установленном законодательством.