Порядок получения выплат при несчастном случае на производстве
За получением пособия по временной нетрудоспособности работнику необходимо обратиться непосредственно к работодателю (см. Как возмещается утраченный заработок при несчастном случае на производстве?).
Для получения единовременной и ежемесячных страховых выплат при несчастном случае на производстве, а также дополнительных расходов рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.
Шаг 1. Обратитесь в территориальный орган СФР или МФЦ для получения единовременной и ежемесячных страховых выплат
Если по заключению учреждения медико-социальной экспертизы результатом наступления страхового случая стала утрата работником профессиональной трудоспособности, то он имеет право на единовременные страховые выплаты и ежемесячные страховые выплаты (п. 1 ст. 10 Закона N 125-ФЗ).
Заявление на получение единовременной и (или) ежемесячной страховой выплаты можно представить непосредственно в любое ТО СФР, по почте, через МФЦ (если между МФЦ и ТО СФР заключено соглашение о взаимодействии), а также в электронной форме через Единый портал госуслуг (ст. 1, ч. 6 ст. 2, ч. 1 ст. 5, ч. 1, 4, 20 ст. 18 Закона от 14.07.2022 N 236-ФЗ; п. 21 Административного регламента, утв. Приказом ФСС РФ от 20.05.2019 N 262).
При подаче заявления лично нужно предъявить документ, удостоверяющий личность заявителя (его представителя). Представитель должен предъявить также документ, удостоверяющий его полномочия (п. 18 Административного регламента N 262).
К заявлению нужно приложить следующие документы (п. 7 ст. 12, п. 4 ст. 15 Закона N 125-ФЗ; пп. "а" п. 19, пп. "а", "в", "г" п. 22, п. 23 Административного регламента N 262; ст. 230 ТК РФ):
1) акт о несчастном случае на производстве - в случае его оформления (если его не представил работодатель и по инициативе заявителя);
2) судебное решение об установлении юридического факта несчастного случая на производстве - при отсутствии акта о несчастном случае на производстве;
3) заключение учреждения МСЭ о степени утраты профессиональной трудоспособности (по инициативе заявителя);
4) копию трудовой книжки и (или) сведений о трудовой деятельности либо иного документа, подтверждающего трудовые отношения с работодателем;
5) справку о вашем среднем месячном заработке за период, выбранный для расчета ежемесячных страховых выплат. В случае невозможности получения вами данной справки ТО СФР по вашему заявлению исчисляет ежемесячную страховую выплату исходя из имеющихся у него сведений о выплатах и вознаграждениях у работодателя за предшествующий календарный год.
Указанные документы должны быть представлены в подлинниках либо копиях, заверенных в установленном порядке (п. 21 Административного регламента N 262).
Шаг 2. Получите решение ТО СФР о назначении (уведомление об отказе в назначении) страховых выплат
Решение о назначении или об отказе в назначении страховых выплат ТО СФР принимает не позднее 10 календарных дней со дня поступления необходимых документов. Приказ ТО СФР о назначении (уведомление об отказе в назначении) страховых выплат направляется заявителю в течение трех рабочих дней со дня назначения (отказа в назначении) страховых выплат. Если документы были представлены в электронной форме через Единый портал госуслуг, то приказ или уведомление направляется заявителю в личный кабинет на Едином портале госуслуг не позднее одного рабочего дня после вынесения соответствующего решения (п. 4 ст. 15 Закона N 125-ФЗ; п. п. 13, 16, 73, 95 Административного регламента N 262).
ТО СФР перечисляет страховые выплаты на банковский счет застрахованного, указанный в заявлении либо в личном кабинете на Едином портале госуслуг, или через организацию федеральной почтовой связи, иную организацию по выбору застрахованного (его законного или уполномоченного представителя) в следующие сроки (п. 2 ст. 10, п. 7 ст. 15 Закона N 125-ФЗ):
• единовременные страховые выплаты - не позднее календарного месяца со дня их назначения;
• ежемесячные страховые выплаты - не позднее истечения календарного месяца, за который они начислены. Ежемесячные страховые выплаты назначаются и выплачиваются за весь период утраты профессиональной трудоспособности со дня установления учреждением МСЭ факта ее утраты, исключая период, за который было назначено пособие по временной нетрудоспособности (п. 3 ст. 15 Закона N 125-ФЗ).
Шаг 3. Обратитесь в ТО СФР за оплатой дополнительных расходов
Если по заключению учреждения МСЭ вам потребовалась медицинская, социальная и профессиональная реабилитация, вы вправе обратиться в ТО СФР за оплатой таких расходов.
При этом нельзя получить бесплатно или на льготных условиях одни и те же виды помощи по разным основаниям, например как пострадавший от несчастного случая и как инвалид (п. 2 ст. 8 Закона N 125-ФЗ; Письмо Минтруда России от 30.11.2018 N 43268/2018).
Для оплаты дополнительных расходов соответствующее заявление должно быть подано вами (вашим доверенным лицом) на бумажном носителе или в электронной форме через Единый портал госуслуг (при наличии технической возможности) (п. 4 ст. 15 Закона N 125-ФЗ; п. 5 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.05.2006 N 286; п. п. 21, 23, 24 Административного регламента, утв. Приказом ФСС РФ от 14.05.2019 N 252).
К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие расходы на осуществление социальной, медицинской и профессиональной реабилитации (п. 4 ст. 15 Закона N 125-ФЗ; п. 22 Административного регламента N 252).
Решение об оплате дополнительных расходов принимается в соответствии с программой реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая, составленной учреждением МСЭ. Представлять саму программу реабилитации не обязательно (п. 5 Положения N 286; п. 25 Административного регламента N 252).
Вы имеете право на самостоятельное приобретение отдельных видов товаров, работ, услуг, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией, в частности технических средств реабилитации, за счет средств бюджета с использованием электронного сертификата (пп. 3 п. 1, п. 2 ст. 8 Закона N 125-ФЗ; п. 3 ч. 1 ст. 2, п. 11 ч. 4, п. 2 ч. 5 ст. 3 Закона от 30.12.2020 N 491-ФЗ).
Электронный сертификат является одним из способов получения мер поддержки и используется по вашему выбору (ч. 7 ст. 4 Закона N 491-ФЗ).
Информирование о формировании (об изменении) электронного сертификата и содержащихся в нем сведений осуществляется посредством выдачи вам выписки из реестра электронных сертификатов, в том числе с использованием Единого портала госуслуг. Выписка подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью оператора информационной системы и предоставляется вам бесплатно (ч. 4, 5, 5.1 ст. 4 Закона N 491-ФЗ; п. 39 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.04.2021 N 630).
Оплата отдельных видов товаров, работ, услуг, приобретаемых с использованием электронного сертификата за счет бюджетных средств, осуществляется на основании сведений, содержащихся в нем, в размере, не превышающем предельной стоимости единицы отдельного вида таких товара, работы, услуги (предельного размера оплаты отдельных видов товаров, работ, услуг). В случае превышения предельной стоимости вы вправе за счет собственных средств осуществить доплату до фактической стоимости (ч. 1 - 3.1 ст. 7 Закона N 491-ФЗ).
Шаг 4. Получите решение ТО СФР об оплате (об отказе в оплате) дополнительных расходов
Срок принятия решения об оплате дополнительных расходов (отказе в оплате) составляет 10 календарных дней со дня поступления в ТО СФР необходимых документов.
По общему правилу в течение трех календарных дней с даты принятия решения ТО СФР сообщит его вам (исключение - в отношении оплаты расходов с использованием электронного сертификата - 11 рабочих дней с даты поступления заявления). В случае отказа в оплате ТО СФР разъясняет причины отказа (п. 7 Положения N 286; пп. н п. 10, п. п. 14, 15 Административного регламента N 252).
В отношении части дополнительных расходов на реабилитацию пострадавшего, подразумевающих выплату денежных сумм, такая выплата осуществляются почтовым переводом по месту жительства либо перечислением на банковский счет, указанный вами в заявлении. Оплата производится в срок не позднее 20 календарных дней с даты принятия ТО СФР соответствующего решения (в отношении оплаты расходов с использованием электронного сертификата - не позднее 10 дней), а по отдельным расходам - ежемесячно (расходы на посторонний уход) или ежеквартально (текущий ремонт транспортного средства) (п. 50 Положения N 286; п. п. 16, 18, 19, 76 Административного регламента N 252).
Шаг 5. Обжалуйте решение ТО СФР о размере обеспечения либо об отказе в выплате
При несогласии с размером страховых выплат либо при отказе в их назначении (оплате) вы вправе обжаловать такое решение путем подачи жалобы в вышестоящий орган СФР, а затем в суд (п. п. 1, 2 ст. 15.2 Закона N 125-ФЗ).
Жалобу можно подать в письменном виде лично или по почте, а также в электронном виде с помощью личного кабинета на сайте Фонда, через Единый портал госуслуг либо с помощью портала системы досудебного обжалования (п. п. 4, 6 Порядка, утв. Приказом Минтруда России от 12.02.2020 N 62 н).
Жалоба должна быть рассмотрена вышестоящим органом СФР в течение десяти рабочих дней со дня ее получения. Данный срок может быть продлен, но не более чем на десять рабочих дней (п. 3 ст. 15.2 Закона N 125-ФЗ; п. п. 9, 11 Порядка).
Если вы не согласны с решением СФР по жалобе, можно обратиться в суд (пп. 4 п. 1 ст. 16 Закона N 125-ФЗ).