Разина Дарья Алексеевна
Разина Д.А. Подписчиков: 56486
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 56.7М

Слово - не воробей! В России стало проще привлечь за бытовую клевету к уголовной ответственности

699 дочитываний
108 комментариев
Эта публикация уже заработала 133,00 рублей за дочитывания
В конкурсе публикаций от 04.04.2025 эта публикация заработала 400,00 рублей
Зарабатывать

Слово - не воробей! В России стало проще привлечь за бытовую клевету к уголовной ответственности

Фото источник

Бытовая клевета: что это такое?

Добрый день, уважаемые читатели! Сегодня хочу поговорить с вами о теме, которая, как говорится, касается каждого. Ну или почти каждого....например, вы живете спокойно, никого не трогаете, а тут вдруг сосед или коллега начинает распускать про вас грязные слухи. Причем не просто болтает, а делает это с явным умыслом, чтобы вам навредить. Знакомо? Вот и мне знакомо. И знаете, что радует? Теперь с такими "доброжелателями" можно будет разобраться проще. Госдума приняла в первом чтении законопроект, который меняет порядок привлечения к ответственности за бытовую клевету. Давайте разберемся, что это значит для нас с вами.

Что такое клевета?

Давайте для начала разберемся, что вообще считается клеветой. С юридической точки зрения, это не просто ложь, а сознательная ложь. То есть человек, который вас оклеветал, прекрасно знал, что говорит неправду, но сделал это специально, чтобы вам навредить. Это важно понимать. Если кто-то просто ошибся или перепутал факты, это не клевета. А вот если он намеренно распускает грязные слухи, зная, что это ложь, — это уже повод для разбирательства.

Например, у Вас в публичном профиле указан ваш диплом, приложено фото этого диплома, есть официальная и открытая база ФИС ФРДО, где можно проверить выдачу этого диплома, но вам или в переписке сплетники пишут, что "диплом у нее купленный", то это клевета.


Кстати, великий русский писатель Александр Сергеевич Пушкин в свое время писал:

"Клеветникам России..."

Ну, помните, да? Конечно, он имел в виду политическую клевету, но суть та же: клеветники всегда были и, к сожалению, будут. И бороться с ними нужно.


Ответственность за бытовую клевету

Заявления о клевете по ст.128.1 УК РФ рассматриваются как дела частного обвинения. Это означает, что потерпевший сам должен собирать доказательства, писать заявление в суд и, по сути, самостоятельно доказывать свою правоту. Ну, согласитесь, не каждый из нас юрист, да и времени на такие разбирательства у большинства просто нет.

А теперь может быть все иначе. Если вас оклеветали, вы можете обратиться в полицию, и уже правоохранительные органы займутся расследованием. Они соберут доказательства, опросят свидетелей, а потом передадут дело в суд. Удобно? Еще бы!

Кстати, речь идет о так называемой "клевете без отягчающих обстоятельств". Это когда, например, сосед написал на вас анонимку, что вы якобы устроили у себя дома бордель, или коллега пустил слух, что ваш диплом куплен. То есть это не про серьезные дела, а про бытовую клевету, которая, тем не менее, может сильно испортить жизнь.

Почему клеветать плохо?

Ну, тут, казалось бы, все очевидно. Но давайте все же проговорим. Клевета — это не просто неприятно. Это может разрушить репутацию человека, испортить ему карьеру, отношения с близкими, да и просто жизнь. А у нас, к сожалению, клеветать любят.

Вот эти бабушки на лавочке, которые обсуждают, что соседка Маша – "проститутка". Или коллеги, которые шепчутся, что "она точно купила свой диплом, ни ума, ни фантазии, ни мозгов, все мысли у нее в трусах".

Знакомо? Мне — очень. И знаете, что самое обидное? Часто такие слухи начинают жить своей жизнью, и даже если вы докажете, что это ложь, осадочек, как говорится, останется. Поэтому я считаю, что бороться с клеветниками нужно. И чем жестче, тем лучше.

Слово - не воробей! В России стало проще привлечь за бытовую клевету к уголовной ответственности

Фото источник

Что говорят люди?

Когда я читала комментарии к новостям о новом законопроекте о бытовой клевете, наткнулась на очень разные мнения в комментах. Кто-то пишет:

"И так в полиции недокомплект, им прям заняться нечем, кроме как разбирать соседские склоки".

А кто-то, наоборот, радуется:

"Наконец-то можно будет наказать этих сплетников!"

И знаете, я, пожалуй, соглашусь со вторыми. Да, у полиции и так работы хватает, но если человек страдает от клеветы, он должен иметь возможность защитить себя. И если для этого нужно привлечь правоохранительные органы, то почему бы и нет?

Кстати, ранее писала историю из практики о привлечении соседки к уголовной ответственности по клевете. Прочитать ее можно здесь.

Мы подали заявление о клевете, и дело дошло до суда. В итоге соседку признали виновной, и она была вынуждена извиниться.

Кстати, наше дело даже попало в статистику Верховного суда. По данным Судебного департамента, за шесть месяцев прошлого года за бытовую клевету были осуждены 15 человек. А оправдано, кстати, 121 человек. Вот вам и пища для размышлений.

Источник информации: Российская газета.

Конечно, новый законопроект о бытовой клевете — это шаг вперед. Но есть и вопросы.

  • Не приведет ли это к тому, что люди начнут обращаться в полицию по каждому чиху? Ведь у нас, как известно, любят перегибать палку.
  • И что делать, если человека оклеветали, а потом он был оправдан? Тут важно помнить, что в таком случае он имеет право на реабилитацию. То есть ему должны компенсировать вред.

От автора

Клевета — это плохо. Это не просто слова, это оружие, которое может разрушить жизнь человека. Поэтому я считаю, что бороться с клеветниками нужно. Но важно помнить, что закон — это не дубинка, а инструмент. И использовать его нужно с умом. Так что давайте будем честными, добрыми и справедливыми. А если кто-то все же решит вас оклеветать, теперь вы знаете, что делать.

У меня для вас есть интересный опрос ниже. Жду ваших комментариев.

С уважением!

Как вы относитесь к новому закону о бытовой клевете?

Проголосовали: 124

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

108 комментариев
Понравилась публикация?
86 / -5
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 108
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые
Писатель, юрист, журналист Сальватори Анна
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг

Только как доказать, что клеветник заведомо знал, что это ложь!

+17 / 0
Ответить

Да -да. Что очень непросто, поэтому очень много оправдательных приговоров. Мне кажется, что этот законопроект как очередная "работка" для полиции, где итак с набором кадров дела обстоят не очень наверное :(...

+14 / -1
Ответить

Разина Дарья АлексеевнаПишет 03.04.2025 в 16:35
Да -да. Что очень непросто, поэтому очень много оправдательных приговоров.

Собрать реальные доказательства сложно, слухи, как эхо разлетаются )

Главное закон, а практика доказательств придёт со временем )

+8 / -2
Ответить

Наверное. Но честно, не хочется судиться ради копеек. Особенно когда твоя основная деятельность - итак судиться, только по другим процессам. У нас не совсем простая работа, как может показаться, особенно если больше работаешь с СОЮ, а не Арбитражем.

+10 / -1
Ответить

Разина Дарья АлексеевнаПишет 03.04.2025 в 20:40
У нас не совсем простая работа

Быть профи всегда не просто, не буду перечилять, как много надо для этого, многие даже на отдыхе не забывают работу )

Желаю Вам удачных дел и Побед!!!

+8 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

ЕвгенийПишет 03.04.2025 в 21:23
многие даже на отдыхе не забывают работу )

как это похоже на меня

Но первые сутки я точно сплю, лежу, без телефонов в отпуске 🤣

+6 / -1
Ответить
раскрыть ветку (0)

Разина Дарья АлексеевнаПишет 03.04.2025 в 20:40
. Но честно, не хочется судиться ради копеек

действительно.

закон - мелочь.

сериалы про всяких дурачков - законников, для тупых дегенератов, кто не понимает как работает законодательная власть.

ахахаха

+6 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (3)
раскрыть ветку (1)
DELETE
Комментарий удалён автором публикации
раскрыть ветку (0)

Разина Дарья АлексеевнаПишет 03.04.2025 в 16:35
Мне кажется, что этот законопроект как очередная "работка" для полиции, где итак с набором кадров дела обстоят не очень наверное

Есть один район в Ростове, там население 70 тысяч человек, и ни одного участкового... Там даже если убивать будут, звонить тупо некому))) А они тут говорят о том, чтобы полиция разбиралась со сплетнями. Как хорошо же было в 90-х. Пошел просто по голове сплетнику настучал и все сплетни закончились... А сейчас за каждый чих заявления тупые пишут друг на друга.

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (3)

Сальватори АннаПишет 03.04.2025 в 16:33
Только как доказать, что клеветник заведомо знал, что это ложь!

Если соседку назовёт шлюхой , что там ещё доказывать? Ей надо будет доказать, что это не ложь

+10 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Да очень просто! Если клеветник не знал, что это ложь, то должен раскрыть источник, из которого он черпал сведения. Так и дойдут до истинного распространителя.

+7 / 0
Ответить

Дойдут... Наверно

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (3)
Рекламируй свои любые услуги бесплатно
на nem.com

Не приведет ли это к тому, что люди начнут обращаться в полицию по каждому чиху?

Вряд ли это приведёт к массовому злоупотреблению, но отдельные личности всё равно останутся такими, какими они были до этого.

+13 / -1
Ответить

Верно! "Горбатого - могила исправит" :)

+8 / -3
Ответить

Разина Дарья АлексеевнаПишет 03.04.2025 в 15:51
"Горбатого - могила исправит"

В здешней могиле здешние горбатые, которые шли прицепом в Вашей статье, как мы видим, не исправны вовеки. Видать, могила некачественная, нужна настоящая, тогда есть шанс исправить.

+7 / 0
Ответить

Андреич, какой Вы сегодня добрый. Мне кажется - прощение - это лучшая месть ;)

+6 / -3
Ответить

Разина Дарья АлексеевнаПишет 03.04.2025 в 16:31
Андреич, какой Вы сегодня добрый

Я всегда добрый. Самый добрый добряк на свете. И ещё очень щедрый.

Разина Дарья АлексеевнаПишет 03.04.2025 в 16:31
Мне кажется - прощение - это лучшая месть

Типа ударили по одной щеке - подставь другую? Нет, это не наше.

+8 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Разина Дарья АлексеевнаПишет 03.04.2025 в 16:31
Мне кажется - прощение - это лучшая месть

Поспорю, лучшая месть - это забвение

+7 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)
раскрыть ветку (1)

Разина Дарья АлексеевнаПишет 03.04.2025 в 15:51
Верно! "Горбатого - могила исправит"

Говорят вырыли могилу,чтобы проверить,а там все равно горбатый!

+7 / 0
Ответить
Проводник Иван
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 125.2к
05.04.2025, 17:39
Екатеринбург

Рано значит выкопали, надо подождать ещё, и горб обязательно исчезнет.

+2 / 0
Ответить

ИванПишет 05.04.2025 в 17:39
Рано значит выкопали, надо подождать ещё, и горб обязательно исчезнет.

Так горбатый то,не исчезнет.

+4 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (2)
раскрыть ветку (1)

По оскорблениям тоже полиция может привлечь, однако если написать со всеми доказательствами в прокуратуру будет намного эффективнее. Много отказных у меня было по возбуждению именно уголовных дел.

Обязательным признаком указанного преступления также является то обстоятельство, что распространенные сведения порочат честь и достоинство другого лица или подрывают его репутацию.

В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.02.2005 №3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» разъяснено, что порочащими, в частности, являются сведения, содержащие утверждения о нарушении гражданином или юридическим лицом действующего законодательства, совершении нечестного поступка, неправильном, неэтичном поведении в личной, общественной или политической жизни, недобросовестности при осуществлении производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности, нарушении деловой этики или обычаев делового оборота, которые умаляют честь и достоинство гражданина или деловую репутацию гражданина либо юридического лица.

Под распространением сведений, порочащих честь и достоинство граждан или деловую репутацию граждан и юридических лиц, следует понимать опубликование таких сведений в печати, трансляцию по радио и телевидению, демонстрацию в кинохроникальных программах и других средствах массовой информации, распространение в сети Интернет, а также с использованием иных средств телекоммуникационной связи, изложение в служебных характеристиках, публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам, или сообщение в той или иной, в том числе устной, форме хотя бы одному лицу. Сообщение таких сведений лицу, которого они касаются, не может признаваться их распространением, если лицом, сообщившим данные сведения, были приняты достаточные меры конфиденциальности, с тем, чтобы они не стали известными третьим лицам.

+11 / -1
Ответить

Оскорбление - подведомственность прокуратуры, писать заяву в полицию - только время терять, сроки привлечения всего 3 мес

+8 / -2
Ответить

Дарья, дежурный прокурор мне сказала как-то, что прокуратура такими делами не занимается 😁😁😁Хотя я писала уже по депутату. Обращайтесь в полицию, таков был ответ дежурного прокурора.

+7 / 0
Ответить

Очень интересно))) вообще-то прокуратура "шьет" материал и отдает мировому судье уже на рассмотрение. Ну и прокурор!.........

+9 / -1
Ответить

Да я в курсе, порядок знаю.....😁

+5 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

😉 😉

+6 / -1
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)

Я давно пришла к тому, что мнение чужих людей и сплетни обо мне, вообще меня не трогают.

Однако, если кто-то борзый сильно будет настаивать, не пощажу

+10 / 0
Ответить

Сагаякова Елена ЮрьевнаПишет 03.04.2025 в 14:47
Однако, если кто-то борзый сильно будет настаивать, не пощажу

Верно

+9 / -1
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

Как по мне, так слухи (бытовая клевета) - это признак популярность её объекта, да и к тому же реклама бесплатная 😏

+8 / 0
Ответить

:) Реклама проституции? Или реклама чего? Знаете, бывают сплетни очень неприятные

+9 / -1
Ответить

Разина Дарья АлексеевнаПишет 03.04.2025 в 14:52
Знаете, бывают сплетни очень неприятные

Нет, не знаю. Не интересуюсь просто и не вникаю.

А про проституцию - эт не по адресу будет 🙂

+6 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
03.04.2025, 16:42
Санкт-Петербург

у меня когда то было гражданское дело по клевете. привел меня в суд видеоролик выложенный в ютуб который набрал более 100 тыс просмотров. честно говоря , я сейчас жалею что пошла по этому пути, судебному , потому что ...ну да , я получила деньги в качестве компенсации морального вреда и конечно же остановила своего противника от дальнейших действий. но вот лучше бы я наоборот, этим воспользовалась чтобы раскрутить свой канал на ютубе, как раз был отличный шанс. а после этой истории - наоборот, как то все заглохло. но причина почему я судилась - он там реально мне угрожал , подключил всех соседей и уже даже действия предпринимал определенные. но все равно надо было забить на это, так думаю

+8 / 0
Ответить

Много получили? Не думаю, что много…. Ну а так да - черный пиар это тоже пиар. Не все понимают 😁

+3 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (2)
Показать комментарии (108)
Победители конкурса публикаций 9111.ru за сегодня Все
Автор: Ирина Калби
Статья: Вторая Буча? ВС РФ ударили по штабу ВСУ в Кривом Роге: расхождение версий Москвы и Киева, интересные подробности и нюанс на Яндекс-карте,
Заработано: 1500 ₽ в конкурсе
Автор: Лопатин Денис Николаевич
Статья: Безмятежное геройство: раненый боец встретил дрон ВСУ, усмехаясь погибели в лицо,
Заработано: 1300 ₽ в конкурсе
Автор: Разина Дарья Алексеевна
Статья: Соседские разборки! Как обычная жалоба моей соседки обернулась неприятностями для всех жильцов,
Заработано: 1200 ₽ в конкурсе
Автор: Анастасия Алексеевна
Статья: Молодой доктор из районной поликлиники оказался лучше платного врача со стажем больше 30 лет,
Заработано: 1100 ₽ в конкурсе
Автор: Елена
Статья: Два месяца «ада» — и прощай, Ростелеком. Какое счастье, что я отвязалась от этого провайдера!,
Заработано: 1000 ₽ в конкурсе
Ежедневный призовой фонд - 14 000 рублей Хочу участвовать

«Пакет нужен?»: легендарный вопрос, который мы постоянно слышим в магазине. Вас это не раздражает?

Складывается впечатление, что хозяева крупных продуктовых магазинов вступили в тайный сговор с могущественными картелями, производящими пакеты и их основная прибыль идёт именно от этого стратегического товара.
00:34
Поделитесь этим видео

Черника полезная ягода.

Черника на десерт и как добавка к кашам и смузи улучшает здоровье кишечника и снижает уровень плохого холестерина в крови, в первую очередь у пожилых людей.

Инновации: неинвазивное лечение депрессии, тревожных состояний, стрессов.

Современный мир, переполненный информацией, причем разного знания, и больше "праздного", не носящего полезность для интеллекта и развития, зачастую отрицательно сказывается на психическом здоровье людей.
00:28
Поделитесь этим видео

Просрочены таблетки.

Кроме того, прежде чем пить какое-либо лекарство, необходимо его осмотреть, понюхать и если это возможно облизать.

«Пакет нужен?»: легендарный вопрос, который мы постоянно слышим в магазине. Вас это не раздражает?

Складывается впечатление, что хозяева крупных продуктовых магазинов вступили в тайный сговор с могущественными картелями, производящими пакеты и их основная прибыль идёт именно от этого стратегического товара.
00:34
Поделитесь этим видео