Регистрационный учет как препятствие для постановки на учет как нуждающегося в жилом помещении
Краткое содержание :
Статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенными ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подавать заявления о принятии их на учет не по месту своего жительства (часть 3).
Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации (часть 7).
Что говорит закон?
Из части 1 статьи 9 Закона Самарской области от 5 июля 2005 года N 139-ГД «О жилище», следует, что принятие на учет заявителя и членов его семьи в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется уполномоченным органом по месту жительства указанных граждан.
Таким образом, как федеральный закон, так и закон субъекта Российской Федерации – Самарской области, устанавливают право на обращение в орган местного самоуправления с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях по месту жительства гражданина.
В соответствии с частью 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
При этом положения данной нормы закона не содержат указания на то что место жительство гражданина определяется по месту его регистрации.
Место жительства – жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Регистрационный учет имеет совершенно иные функции и не может быть тождественен понятию месту жительства, а следовательно отказ в постановке на учет ввиду отсутствия регистрации, является не законным.
Регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных Законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства (статья 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»).
Из разъяснений Конституционного суда РФ следует, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части 2 статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации. Согласно названному Закону органы регистрационного учета уполномочены лишь удостоверить акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства. Именно поэтому регистрационный учет не может носить разрешительного характера и не должен приводить к ограничению конституционного права гражданина выбирать место пребывания и жительства. Т.е., регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства. Механизм использования такого правового средства, как регистрация, не должен служить целям, не совместимым с ее уведомительным характером, поскольку иное приводит к чрезмерному ограничению прав и свобод граждан в области гражданских, жилищных, семейных и иных правоотношений» (Постановление Конституционного Суда РФ от 02.02.1998 N 4-П).
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановление Конституционного Суда РФ от 02.02.1998 N 4-П) формировалась и дальнейшая судебная практика по спорному вопросу В Постановлениях КС РФ от 4 апреля 1996 года N 9-П и от 2 февраля 1998 года N 4-П, определения от 13 июля 2000 года N 185-О и от 6 октября 2008 года N 619-О-П, констатировано что сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан.
В случае если Вам отказали в постановке на учет по рассматриваемом основанию, следует обратиться в суд с исковым заявлением (а не с заявлением об установлении факта).
Согласно части 1 статьи 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций. Юридический факт устанавливается в особом производстве, когда отсутствует спор о самом субъективном праве, существование которого зависит от наличия или отсутствия данного факта. При наличии спора о праве, данный факт подлежит установлению в порядке искового производства.
Отсутствие у лица по объективным причинам регистрации по месту жительства, является препятствием к принятию публичными органами заявления о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении. Таким образом, цель установления обстоятельств, связанных с наличием у гражданина места жительства, носит правовой характер и связана с реализацией конституционного права на жилище гарантированного статьей 40 Конституции Российской Федерации, которое предполагает создание органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления.
В тоже время как следует из правовой позиции сформированной в определении Верховного суда РФ Дело № 47-КГ 14-13 от 24 февраля 2015 г., юридический факт устанавливается в особом производстве, когда отсутствует спор о самом субъективном праве, существование которого зависит от наличия или отсутствия данного факта. При наличии спора о праве, данный факт подлежит установлению в порядке искового производства.
В случае, когда Вам отказывает публичный орган уполномоченный принимать заявления, возникает спор о праве, поскольку Вы считаете, что имеете соответствующее право, а публичный орган считает иным образом.
К исковому заявлению вам будет необходимо приложить документы, подтверждающие длительность вашего проживания на соответствующей территории. Документы могут быть различными, как-то постоянный трудовой договор, так и выписки по банковской карте подтверждающие осуществление Вами расчетов на определенной территории, также Вы можете пригласить свидетелей.
Что же касается срока в течении, которого вы прибываете на определенный территории, то заранее ответить на этот вопрос сложно, поскольку критерий не установлен федеральным законом. Полагаем, что такой срок с выше года будет достаточным для удовлетворения требования. Думается, что срок может быть и менее года в тех случаях, когда у вас есть сведения подтверждающие серьезность ваших намерений на длительное пребывание на определенной территории, документом, подтверждающим эти сведения, может быть бессрочный трудовой договор, бракосочетание с лицом, имеющим такой договор или ту же регистрацию.
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: