Добрый вечер, Ирина.
1)начнем с того, что несмотря на кажущуюся странность ситуации, связь коллекторов с родственниками или друзьями заемщика может быть вполне законна, но с некоторыми нюансами. Для начала нужно понимать в какой ситуации коллекторы могут осуществлять звонки родственникам или третьим лицам.
2)Заемщик не выходит на связь и в договоре указаны дополнительные номера телефонов. Заемщик взял кредит и по тем или иным причинам перестал его платить. Около года сотрудники отдела взыскания банка пытаются связаться с заемщиком с целью урегулировать вопрос и вернуть его в график платежей. Если человек не настроен платить, то он не отвечает на звонки кредитора или меняет номер телефона. Впоследствии, когда банк на основании договора цессии (статья 382 ГК РФ) уступает права в коллекторскую компанию велика вероятность, что номер телефона заемщика уже не активен. В таком случае коллекторская компания вправе осуществлять звонки по всем номерам, которые были указаны в договоре, с целью связаться с заемщиком (ч. 1 ст. 4 Закона № 230-ФЗ). Коллекторы не заинтересованы в общении с третьими лицами, не имеющими отношения к долгу, потому что предоставлять никакой персональной информации третьим лицам они не могут и уж тем более взыскивать задолженность. Поэтому достаточно несколько звонков, чтобы понять, что человек не является заемщиком и звонить ему нет смысла;
-Номер телефона был продан мобильным оператором. Звонок может поступать третьему лицу, не имеющему отношения к заемщику, в ситуации, когда номером телефона долгое время не пользовались и, в связи с этим, оператор забрал номер заемщика и продал его другому человеку. Обычно это происходит спустя полгода, с момента последних действий (звонков, отправки СМС, выхода в интернет и т. д..), но срок может варьироваться в зависимости от оператора. В этой ситуации коллектору тоже нет смысла общаться с новым абонентом, который не имеет никакого отношения к заемщику;
-Когда сам заемщик заинтересован в общении коллектора с третьим лицом. Да, бывают и такие ситуации. Это происходит, когда заемщик по тем или иным причинам не хочет общаться с коллекторами и поручает это своему представителю, зачастую своему адвокату (ч.4 ст.8 Закона № 230-ФЗ). Коллекторы не могут общаться и предоставлять персональную информацию о заемщике третьему лицу, хоть он и является адвокатом, чтобы они могли это сделать нужно: 1) заполнить форму согласия на обработку персональных данных третьего лица 2) попросить заемщика заполнить форму согласия на взаимодействие с третьим лицом 3) отсканировать оба документа и попросить заемщика направить их на электронную почту коллекторской компании 4) попросить заемщика отправить оригиналы документов почтой России по адресу коллекторской компании. В таком взаимодействии аинтересован сам заемщик и коллекторская организация.
3)Деятельность коллекторских агентств регулируется законодательством, чтобы обезопасить самого заемщика и его знакомых от агрессивных средств взыскания. В ст. 6 и ст. 7 ФЗ закона 230-ФЗ прописаны правила, согласно которым звонки могут совершаться:
с 8 до 22 часов в будни;
с 9 до 20 в выходные и праздничные дни.
4)С 1 февраля 2024 в федеральный закон 230, который регулирует коллекторскую деятельность было внесено большое количество поправок и дополнений, некоторые из которых будут действовать только с августа 2024 года.
-Количество взаимодействий будет считаться в рамках календарной недели, календарного месяца. Если с понедельника по воскресенье было совершено 2 взаимодействия и лимит исчерпан, то он обновится в понедельник, следующий недели, а не через 7 дней с даты последнего взаимодействия;
-Коллекторы могут отправлять не более 2 сообщений в календарный месяц через ЕПГУ (Гос. услуги), если заемщик даст на это свое согласие;
Осуществление переговоров с помощью «автоматизированного интеллектуального агента» (АИА) будет являться непосредственным взаимодействием. АИА — это программа, которая осуществляет переговоры с заемщиком без участия коллектора. В процессе переговоров должна присутствовать возможность переключения на оператора;
-Вводится понятие обмена сообщений с заемщиком, при этом такой обмен в течение дня является одним взаимодействием.
5)Теперь чуть проще, по факту оскорбления подать заявление и исковое заявление согласно ст. 5.61 КоАП РФ "Оскорбление"
6)если есть именно угрозы, то тогда нужно писать заявление в полицию.
7)Ну и разумеется, необходимо подать жалобу в прокуратуру, ФССП и ЦБ РФ.