
Кворум общего собрания и для принятия решения на общем собрании СНТ



45 ответов адвокатов и юристов
Читайте также:
решение без кворума является ничтожным, никак не выйти из этой ситуации
Статей 181.3 Гражданского кодекса РФ предусмотрено следующее:
1. Решение собрания недействительно по основаниям, установленным настоящим Кодексом или иными законами, в силу признания его таковым судом (оспоримое решение) или независимо от такого признания (ничтожное решение).
Недействительное решение собрания оспоримо, если из закона не следует, что решение ничтожно.
То есть законом предусмотрено, что решение общего собрания может быть ничтожным, а может быть и оспоримым.
По общему правилу решение собрания является оспоримым.
Ничтожным оно является только в определенных случаях, указанных в законе.
В частности, решение собрания является ничтожным в следующих случаях:
оно принято по вопросу, не включенному в повестку дня, за исключением случая, если в заседании или заочном голосовании приняли участие все участники соответствующего гражданско-правового сообщества;
оно принято при отсутствии необходимого кворума;
оно принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания;
оно противоречит основам правопорядка или нравственности.
Ответ отключен модератором
п.21 ст.17- "При этом решение общего собрания членов товарищества считается принятым, если в соответствующем голосовании по данному вопросу приняли участие более чем пятьдесят процентов членов товарищества или их представителей" . Никаких противоречий с п.19 ст.21 получается, что и нет- должно быть 50% на очной части, тогда решение с учётом голосов заочников будет считаться принятым.
Ответ отключен модератором
Как я понимаю, для начала сам п.19 должен быть выполнен для правомочности самого собрания. А не голосования. Если бюллетени сдадут не все очники, то с помощью заочников нужно набрать более 50-ти % принимающих участие в голосовании, а не присутствующих очно. п.21 не говорит ни слова про кворум , он говорит про принятие решения в очно-заочной или заочной форме именно участниками голосования. Тут еще момент один есть, что сама заочная часть по многим вопросам запрещена законом, там в остатке очень мало вопросов, по окторым разрешено голосовать заочно.
Добрый день.
Нужно учитывать вопрос, по которому проходит голосование. Есть вопросы по которым учитывают голоса только членов, есть вопросы по которым учитывают и голоса лиц, ведущих садоводство без участия в товариществе. Решения принимаются как простым большинством 50 + 1, так и 2/3 от числа голосовавших, тоже зависит от вопроса повестки.
По каждому вопросу кворум исчисляется отдельно.
Ст.17 фз 217 гласит: Общее собрание членов товарищества правомочно, если на указанном собрании присутствует более чем пятьдесят процентов членов товарищества или их представителей.
Поясните, где здесь написано, что в кворум складываются и садоводы- индивидуалы. И где написано, что кворум определяется по каждому вопросу отдельно?
Кворум собрания и подсчёт голосов по решению вопросов собрания- это разные вещи. Это написано в 217 фз. В ваших ссылках по 217 фз написано, как правильно считать голоса по вопросам собрания . Это я понимаю.
Непонимаю, причём здесь кворум? Может есть разъяснения по 217 закону или уже решения судов? Можно, пож, ссылки?
Кворум напрямую связан с вопросом о лицах, голоса которых учитываются - подсчет голосов. Если только члены голосуют, то кворум 50 + 1 от количества членов, если голосуют и члены и лица, ведущие садоводство без участия в товариществе, то кворум 50 + 1 от количества всех собственников.
Здравствуйте, Мария!
Если наследники первой и последующей очередей не приняли наследство (нет об этом сведений), то имущество (земельный участок) является выморочным.
Соответственно, его собственником является муниципальное образование (в лице местной администрации).
Необходимо направлять уведомление о проведении общего собрания членов СНТ в местную администрацию (и учитывать её голос, как собственника выморочного имущества).
Согласно статье 17 Федерального закона № 217-ФЗ, собрание будет считаться состоявшимся только в том случае, если на нем присутствуют более 50% членов товарищества или их законных представителей. Что касается полномочий собрания, то утверждение сметы и установление размеров взносов входит в его компетенцию. Это установлено той же самой 17 статьей закона.
Федеральный закон от 29.07.2017 N 217-ФЗ (ред. от 22.12.2020) "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Статья 17. Компетенция общего собрания членов товарищества
1. К исключительной компетенции общего собрания членов товарищества относятся:
1) изменение устава товарищества;
2) избрание органов товарищества (председателя товарищества, членов правления товарищества), ревизионной комиссии (ревизора), досрочное прекращение их полномочий;
3) определение условий, на которых осуществляется оплата труда председателя товарищества, членов правления товарищества, членов ревизионной комиссии (ревизора), а также иных лиц, с которыми товариществом заключены трудовые договоры;
4) принятие решения о приобретении товариществом земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, о совершении необходимых действий для приобретения указанных земельных участков;
5) принятие решения о создании (строительстве, реконструкции) или приобретении имущества общего пользования, в том числе земельных участков общего назначения, и о порядке его использования;
6) принятие решения о передаче недвижимого имущества общего пользования в общую долевую собственность собственников земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, в государственную собственность субъекта Российской Федерации или в собственность муниципального образования, в границах которых расположена территория садоводства или огородничества;
6.1) принятие решения об обращении с заявлением о государственной регистрации прав на объекты недвижимости, расположенные в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд и являющиеся имуществом общего пользования, и (или) заявлением о государственном кадастровом учете таких объектов недвижимости;
(п. 6.1 введен Федеральным законом от 25.05.2020 N 162-ФЗ)
7) прием граждан в члены товарищества, исключение граждан из числа членов товарищества, определение порядка рассмотрения заявлений граждан о приеме в члены товарищества;
8) принятие решения об открытии или о закрытии банковских счетов товарищества;
9) одобрение проекта планировки территории и (или) проекта межевания территории, подготовленных в отношении территории садоводства или огородничества;
10) распределение образованных на основании утвержденной документации по планировке территории садовых или огородных земельных участков между членами товарищества с указанием условных номеров земельных участков согласно утвержденному проекту межевания территории для их последующего предоставления в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации;
11) утверждение отчетов ревизионной комиссии (ревизора);
12) утверждение положения об оплате труда работников и членов органов товарищества, членов ревизионной комиссии (ревизора), заключивших трудовые договоры с товариществом;
13) принятие решений о создании ассоциаций (союзов) товариществ, вступлении в них или выходе из них;
14) заключение договора с аудиторской организацией или индивидуальным аудитором товарищества;
15) утверждение порядка ведения общего собрания членов товарищества, деятельности председателя и правления товарищества, деятельности ревизионной комиссии (ревизора) товарищества;
16) рассмотрение жалоб членов товарищества на решения и действия (бездействие) членов правления, председателя, членов ревизионной комиссии (ревизора) товарищества;
17) утверждение приходно-расходной сметы товарищества и принятие решения о ее исполнении;
18) утверждение отчетов правления товарищества, отчетов председателя товарищества;
19) определение порядка рассмотрения органами товарищества заявлений (обращений, жалоб) членов товарищества;
20) принятие решения об избрании председательствующего на общем собрании членов товарищества;
21) определение размера и срока внесения взносов, порядка расходования целевых взносов, а также размера и срока внесения платы, предусмотренной частью 3 статьи 5 настоящего Федерального закона;
22) утверждение финансово-экономического обоснования размера взносов, финансово-экономического обоснования размера платы, предусмотренной частью 3 статьи 5 настоящего Федерального закона;
23) принятие решений о реорганизации и ликвидации товарищества, о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса;
24) принятие решения о выполнении в границах территории садоводства или огородничества комплексных кадастровых работ, финансируемых за счет внебюджетных средств, о лице, уполномоченном без доверенности действовать от имени членов товарищества и (или) лиц, указанных в части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, при заключении договора подряда на выполнение таких работ и в иных предусмотренных Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" случаях в целях организации выполнения таких работ в качестве их заказчика, в том числе представлять интересы членов товарищества и (или) лиц, указанных в части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, в составе согласительной комиссии, созданной в соответствии со статьей 42.10 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности".
Во-первых, посмотрите в Уставе, что отнесено к компетенции ОС
Во-вторых, смотрите то, что я вам скинул:
21) определение размера и срока внесения взносов, порядка расходования целевых взносов, а также размера и срока внесения платы, предусмотренной частью 3 статьи 5 настоящего Федерального закона;
17) утверждение приходно-расходной сметы товарищества и принятие решения о ее исполнении;
Здравствуйте. Оспоримость и ничтожность решений имеют тонкую грань. Если в протокле указано, что кворума нет, это ничтожное и решения считаются непринятыми. Если же СНТ продвигает свои протоколы как основание для возникновения прав садоводов, то придется оспаривать. Можете просить признать собрание недействительным в силу отсутствия кворума. Право у вас есть, т.к. этот протокол пораждает для индивидуалов обязанности.
Федеральный закон от 29.07.2017 N 217-ФЗ (ред. от 22.12.2020) "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
""Статья 17. Компетенция общего собрания членов товарищества
""1. К исключительной компетенции общего собрания членов товарищества относятся:
""1) изменение устава товарищества;
""2) избрание органов товарищества (председателя товарищества, членов правления товарищества), ревизионной комиссии (ревизора), досрочное прекращение их полномочий;
3) определение условий, на которых осуществляется оплата труда председателя товарищества, членов правления товарищества, членов ревизионной комиссии (ревизора), а также иных лиц, с которыми товариществом заключены трудовые договоры;
""4) принятие решения о приобретении товариществом земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, о совершении необходимых действий для приобретения указанных земельных участков;
5) принятие решения о создании (строительстве, реконструкции) или приобретении имущества общего пользования, в том числе земельных участков общего назначения, и о порядке его использования;
""6) принятие решения о передаче недвижимого имущества общего пользования в общую долевую собственность собственников земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, в государственную собственность субъекта Российской Федерации или в собственность муниципального образования, в границах которых расположена территория садоводства или огородничества;
6.1) принятие решения об обращении с заявлением о государственной регистрации прав на объекты недвижимости, расположенные в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд и являющиеся имуществом общего пользования, и (или) заявлением о государственном кадастровом учете таких объектов недвижимости;
(п. 6.1 введен Федеральным законом от 25.05.2020 N 162-ФЗ)
7) прием граждан в члены товарищества, исключение граждан из числа членов товарищества, определение порядка рассмотрения заявлений граждан о приеме в члены товарищества;
8) принятие решения об открытии или о закрытии банковских счетов товарищества;
9) одобрение проекта планировки территории и (или) проекта межевания территории, подготовленных в отношении территории садоводства или огородничества;
""10) распределение образованных на основании утвержденной документации по планировке территории садовых или огородных земельных участков между членами товарищества с указанием условных номеров земельных участков согласно утвержденному проекту межевания территории для их последующего предоставления в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации;
11) утверждение отчетов ревизионной комиссии (ревизора);
12) утверждение положения об оплате труда работников и членов органов товарищества, членов ревизионной комиссии (ревизора), заключивших трудовые договоры с товариществом;
13) принятие решений о создании ассоциаций (союзов) товариществ, вступлении в них или выходе из них;
14) заключение договора с аудиторской организацией или индивидуальным аудитором товарищества;
15) утверждение порядка ведения общего собрания членов товарищества, деятельности председателя и правления товарищества, деятельности ревизионной комиссии (ревизора) товарищества;
16) рассмотрение жалоб членов товарищества на решения и действия (бездействие) членов правления, председателя, членов ревизионной комиссии (ревизора) товарищества;
""17) утверждение приходно-расходной сметы товарищества и принятие решения о ее исполнении;
18) утверждение отчетов правления товарищества, отчетов председателя товарищества;
19) определение порядка рассмотрения органами товарищества заявлений (обращений, жалоб) членов товарищества;
""20) принятие решения об избрании председательствующего на общем собрании членов товарищества;
""21) определение размера и срока внесения взносов, порядка расходования целевых взносов, а также размера и срока внесения платы, предусмотренной частью 3 статьи 5 настоящего Федерального закона;
""22) утверждение финансово-экономического обоснования размера взносов, финансово-экономического обоснования размера платы, предусмотренной частью 3 статьи 5 настоящего Федерального закона;
""23) принятие решений о реорганизации и ликвидации товарищества, о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса;
24) принятие решения о выполнении в границах территории садоводства или огородничества комплексных кадастровых работ, финансируемых за счет внебюджетных средств, о лице, уполномоченном без доверенности действовать от имени членов товарищества и (или) лиц, указанных в части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, при заключении договора подряда на выполнение таких работ и в иных предусмотренных Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" случаях в целях организации выполнения таких работ в качестве их заказчика, в том числе представлять интересы членов товарищества и (или) лиц, указанных в части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, в составе согласительной комиссии, созданной в соответствии со статьей 42.10 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности".
(п. 24 введен Федеральным законом от 22.12.2020 N 445-ФЗ)
2. По вопросам, указанным в пунктах 1 - 6, 10, 17, 21 - 24 части 1 настоящей статьи, решения общего собрания членов товарищества принимаются квалифицированным большинством не менее двух третей голосов от общего числа присутствующих на общем собрании членов товарищества.
(в ред. Федерального закона от 22.12.2020 N 445-ФЗ)
(см. текст в предыдущей "редакции")
3. По вопросам, указанным в пунктах 4 - 6, 21, 22 и 24 части 1 настоящей статьи, решения общего собрания членов товарищества принимаются с учетом результатов голосования лиц, указанных в части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, проголосовавших по указанным вопросам в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
(в ред. Федерального закона от 22.12.2020 N 445-ФЗ)
(см. текст в предыдущей "редакции")
4. По иным вопросам, указанным в части 1 настоящей статьи, решения общего собрания членов товарищества принимаются большинством голосов от общего числа присутствующих на общем собрании членов товарищества.
5. Общее собрание членов товарищества может быть очередным или внеочередным.
6. Очередное общее собрание членов товарищества созывается правлением товарищества по мере необходимости, но не реже чем один раз в год.
6.1. Уставом товарищества могут определяться конкретный день, время, место проведения и повестка ежегодного общего собрания членов товарищества, а также порядок ознакомления с проектами документов и иными материалами, планируемыми к рассмотрению на таком общем собрании членов товарищества. В этом случае ежегодное общее собрание членов товарищества по вопросам, указанным в уставе товарищества, проводится без их предварительного уведомления. В случае проведения ежегодного общего собрания членов товарищества в указанный день по иным вопросам, предусмотренным частью 1 настоящей статьи, члены товарищества, а также лица, указанные в части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона (в случае включения в повестку такого общего собрания членов товарищества вопросов, указанных в части 16 настоящей статьи), должны быть проинформированы о перечне вопросов, включенных в повестку такого общего собрания членов товарищества, в порядке, предусмотренном частями 13 - 17 настоящей статьи.
(часть 6.1 введена Федеральным законом от 09.11.2020 N 369-ФЗ)
""7. Внеочередное общее собрание членов товарищества должно проводиться по требованию:
1) правления товарищества;
2) ревизионной комиссии (ревизора);
3) членов товарищества в количестве более чем одна пятая членов товарищества.
8. Внеочередное общее собрание членов товарищества может быть проведено также по требованию органа местного самоуправления по месту нахождения территории садоводства или огородничества.
9. В случаях, предусмотренных пунктами 2, 3 части 7 и частью 8 настоящей статьи, требование о проведении внеочередного общего собрания членов товарищества вручается лично председателю товарищества либо направляется заказным письмом с уведомлением о вручении председателю товарищества или в правление товарищества по месту нахождения товарищества.
10. Требование о проведении внеочередного общего собрания членов товарищества должно содержать перечень вопросов, подлежащих включению в повестку внеочередного общего собрания членов товарищества, а также может содержать предлагаемые решения по каждому из них.
11. Правление товарищества не позднее тридцати дней со дня получения требования, указанного в частях 7 и 8 настоящей статьи, обязано обеспечить проведение внеочередного общего собрания членов товарищества.
12. В случае нарушения правлением товарищества срока и порядка проведения внеочередного общего собрания членов товарищества, установленного частью 11 настоящей статьи, ревизионная комиссия (ревизор), члены товарищества, орган местного самоуправления, требующие проведения внеочередного общего собрания членов товарищества, вправе самостоятельно обеспечить проведение внеочередного общего собрания членов товарищества при условии соблюдения положений частей 13 - 18 настоящей статьи.
13. Уведомление о проведении общего собрания членов товарищества не менее чем за две недели до дня его проведения:
1) направляется по адресам, указанным в реестре членов товарищества (при наличии электронного адреса уведомление направляется только в форме электронного сообщения);
2) размещается на сайте товарищества в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (при его наличии);
3) размещается на информационном щите, расположенном в границах территории садоводства или огородничества.
14. Сообщение о проведении общего собрания членов товарищества может быть также размещено в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации
Уважаемый Александр!
Если бы у Вас в СНТ был юрист, он бы Вам разъяснил, что никаких "продлений голосования", "новых собраний" и тому подобной чепухи не надо.
На самом деле Вы организуете общее собрание членов товарищества, которое имеет две стадии - очную и заочную. Если на очной стадии нет кворума, то оно плавно перетекает в заочную и люди спокойно голосуют уже бюллетенями.
Всё просто!
Здравствуйте, подавайте апелляционную жалобу на решение суда, где изложите свою позицию и укажите, что нарушил суд первой инстанции ГПК РФ Статья 320. Право апелляционного обжалования
1. Решения суда первой инстанции, не вступившие в законную силу, могут быть обжалованы в апелляционном порядке в соответствии с правилами, предусмотренными настоящей главой.
Как сформулировать апелляционное заявление в суд. На необснованое взыскание взносов. Если на общем собрании при утверждении взнсов небыло кворума?
Уважаемая Ольга!
У Вас в папочке целый килограмм документов по этому вопросу (решения судов, протоколы общих собраний, письма, приказы, бух.справки и т.д. и т.п.). Покажите их своему адвокату, пусть подумает, как и чего сформулировать.
Ч.19 ст. 17 ФЗ № 217:
Общее собрание членов товарищества правомочно, если на указанном собрании присутствует более чем пятьдесят процентов членов товарищества или их представителей.
В общем собрании членов СНТ по некоторым вопросам могут принимать участие и голосовать лица, ведущие садоводство без участия в товариществе (ч. 16 ст. 17 ФЗ № 217).
В этом случае их голоса учитываются наравне с голосами членов СНТ (ч.25 ст. 17 ФЗ № 217).
Полагаю, что в этом случае при подсчете кворума учитываются присутствующие: а) члены СНТ, б) не являющиеся членами СНТ.
В этом случае за 100% берется количество всех собственников земельных участков в границах территории СНТ.
Все члены СНТ должны быть зарегистрированы в реестре.
Не являющиеся членами СНТ в реестре могут не быть зарегистрированы.
Считаю, что те, кто не предоставил информации для внесения в реестр, не могут быть допущены до участия в собрании хотя закон об этом не говорит.
С 01.01.2019 количество голосов, которые имеет собственник земельного участка, зависит от площади садового земельного участка.
СНТ 2019: Бюллетень для голосования на общем собрании членов СНТ
В Уставе СНТ по поводу подсчёта кворума на ОС ничего нет.. А что говорит по этому поводу ФЗ - 217? Там так -
п. 25 статьи 17 Закона 217-ФЗ, "разъясняет" правила оформления протокола: в случае участия в общем собрании индивидуалов результаты голосования таких лиц по вопросам повестки общего собрания членов товариществ оформляются по правилам предусмотренным для оформления результатов голосования членов товарищества. Как этот пункт при подсчёте кворума для решения вопроса по смете понимать, если в СНТ имеются и члены СНТ, и нндивидуалы?
Почему законодатель обязал нас согласовывать часть вопросов с индивидуалами становится понятно из диспозиции статьи 5 Закона 217-ФЗ, которая обязывает индивидуалов вносить плату за приобретение, создание, содержание имущества общего пользования и услуги и работы товарищества наравне с членами товарищества.
В связи с этим в товариществе действует простой принцип и в отношении правообладателей земельных участков, не являющихся членами товарищества: одному физическому лицу принадлежит один голос. Так как считать кворум при решении вопроса по смете - если, допустим, в СНТ 10 членов СНТ, и 20 индивидуалов?..
А кто на собрании будет решать - как считать голоса индивидуалов, если на собрании присутствует, допустим 6 членов СНТ, и 1 индивидуал (сознательно не оповестили прочих 19 индивидуалов, то есть по - просту "схимичили" ?... Получается, что те же члены СНТ всё решат за индивидуалов, нарушая тем самым законные права индивидуалов на право голоса при определении величины платежей в СНТ?... Бред.