
Автомобиль перемещен на штрафстоянку без протокола о задержании автомобиля на основании прокола осмотра места ДТП.


114 ответов адвокатов и юристов
Читайте также:
Добрый день!
1.Согласно статье 168 УПК РФ, протокол осмотра места происшествия должен содержать подписи понятых. Подписи понятых подтверждают, что они были свидетелями процесса осмотра и что информация в протоколе является достоверной.
2. В соответствии со статьей 75 УПК РФ, доказательства, полученные с нарушением закона, могут быть признаны недопустимыми. Если протокол осмотра места происшествия не содержит подписей понятых, это может повлечь за собой признание данного документа недопустимым доказательством в суде.
3. Отсутствие подписей понятых может также нарушить права обвиняемого или других участников уголовного процесса, так как они могут оспаривать достоверность собранных доказательств.
Таким образом, отсутствие подписей понятых в протоколе осмотра места происшествия может привести к его недопустимости как доказательства в суде и повлечь за собой последствия для всего уголовного дела.
Здравствуйте уважаемый Александр!
Да, и это сделать можно только прокурору. Поэтому после вручения копии обвинительного заключения следует написать жалобу в том числе в вышестоящую прокуратуру с указанием конкретных ошибок.
Если доводы сторон по делу убедительные, то тогда прокурор направит уголовное дело на доследование (ст. 237 УПК РФ).
При необходимости можете обратиться к любому из юристов портала для содействия и защиты и подготовки правовых документов (ст.779 ГК РФ оказание юр.услуг).
Рад был Вам помочь!
Да, обвинительный акт может быть признан недействительным, если при возвращении прокурору судом был добавлен протокол осмотра места происшествия со ссылкой на закон.
Согласно статье 237 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (УПК РФ), обвинительный акт должен содержать описание преступного деяния, обвиняемого и доказательства, обосновывающие обвинение. В случае если при возвращении прокурору судом в обвинительный акт был добавлен протокол осмотра места происшествия, который не был приложен к материалам уголовного дела на момент его направления в суд, это является существенным нарушением требований УПК РФ.
В соответствии со статьей 238 УПК РФ, обвинительный акт признается недействительным, если он составлен с нарушением требований УПК РФ, которые повлекли невозможность реализации прав участников уголовного судопроизводства и привели к умалению их процессуальных возможностей.
Таким образом, добавление судом протокола осмотра места происшествия в обвинительный акт при его возвращении прокурору является нарушением требований УПК РФ, которое может привести к признанию обвинительного акта недействительным.
Здравствуйте Александр
Суд вернул обвинительный акт прокурору для устранения нарушений в его вынесении в соответствии со ст.237 УПК РФ. Поскольку обвинительное заключение составлено с нарушением ст. 220 УПК РФ, доказательств обвинения, то протокол осмотра поэтому и был приложен для устранения нарушения
___
Оснований для признания обвинительного заключения недействительным, не вижу.
___
С уважением юрист Марьяна Николаевна
Здравствуйте, Александр.
Вас неверно информируют
В уголовно-процессуальном законодательстве нет такого действия признать недействительным обвинительный акт.
При поступлении уголовного дела прокурор рассматривает различные варианты. Ст. . 226 УПКРФ
В вашем случае возможно пере составление обвинительного акта или прекращение уголовного дела или направление уголовного дела на предварительное следствие.
Если вы считаете, что есть основания для прекращения, уголовного дела дополнительно подайте ходатайство прокурору о прекращении уголовного дела.
УПК РФ Статья 226. Решение прокурора по уголовному делу, поступившему с обвинительным актом
1. Прокурор рассматривает уголовное дело, поступившее с обвинительным актом, и в течение 5 суток принимает по нему одно из следующих решений:
(в ред. Федерального закона от 31.07.2023 N 396-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) об утверждении обвинительного акта и о направлении уголовного дела в суд;
2) о возвращении уголовного дела для производства дополнительного дознания либо пересоставления обвинительного акта в случае его несоответствия требованиям статьи 225 настоящего Кодекса со своими письменными указаниями. При этом прокурор может установить срок для производства дополнительного дознания не более 10 суток, а для пересоставления обвинительного акта - не более 3 суток. Дальнейшее продление срока дознания осуществляется на общих основаниях и в порядке, которые установлены частями третьей - пятой статьи 223 настоящего Кодекса;
(в ред. Федеральных законов от 04.07.2003 N 92-ФЗ, от 06.06.2007 N 90-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) о прекращении уголовного дела по основаниям, предусмотренным статьями 24 - 28 настоящего Кодекса;
4) о направлении уголовного дела для производства предварительного следствия.становленном статьей 222 настоящего Кодекса.
(часть 3 в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 92-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Постановление прокурора о возвращении уголовного дела дознавателю для производства дополнительного дознания либо пересоставления обвинительного акта может быть обжаловано дознавателем с согласия начальника органа дознания вышестоящему прокурору в течение 48 часов с момента поступления к дознавателю уголовного дела. Вышестоящий прокурор в течение 3 суток с момента поступления соответствующих материалов выносит одно из следующих постановлений:
1) об отказе в удовлетворении ходатайства дознавателя;
2) об отмене постановления нижестоящего прокурора. В этом случае вышестоящий прокурор утверждает обвинительный акт и направляет уголовное дело в суд.
(часть 4 введена Федеральным законом от 14.12.2015 N 380-ФЗ)
5. Обжалование указанного в пункте 2 части первой настоящей статьи решения прокурора в порядке, установленном частью четвертой настоящей статьи, приостанавливает его исполнение, а также исполнение указаний прокурора, связанных с данным решением.
С уважением.
Надеюсь ответ помог.
Согласно статьи 225 УПК РФ обвинительный акт должен содержать следующие сведения :
1) дата и место его составления;
2) должность, фамилия, инициалы лица, его составившего;
3) данные о лице, привлекаемом к уголовной ответственности;
4) место и время совершения преступления, его способы, мотивы, цели, последствия и другие обстоятельства, имеющие значение для данного уголовного дела;
5) формулировка обвинения с указанием пункта, части, статьи Уголовного кодекса Российской Федерации;
6) перечень доказательств, подтверждающих обвинение, и краткое
изложение их содержания, а также перечень доказательств, на которые
ссылается сторона защиты, и краткое изложение их содержания; (п. 6 в ред. Федерального закона от 09.03.2010 N 19-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)
7) обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание;
8) данные о потерпевшем, характере и размере причиненного ему вреда; 9) список лиц, подлежащих вызову в суд.
Обвинительный акт составляется согласно статьи 225 УПК РФ дознавателем
В части 2 статьи 226 УПК РФ сказано:
2. При утверждении обвинительного акта прокурор вправе своим постановлением исключить из него отдельные пункты обвинения либо переквалифицировать обвинение на менее тяжкое..
Утверждение прокурором обвинительного акта означает, по мнению прокурора , что в этом акте нет нарушений уголовно-процессуального закона. Если суд нашел ошибки в обвинительном акте, то он может вернуть дело прокурору для устранения ошибок. Это делается на предварительном слушании, если таковое будет назначено судом. Вы могли заявить такое ходатайство при ознакомлении с материалами у/д, или же получив на руки обвинительный акт. То , что суд добавил протокол осмотра места проишествия само по себе не является основанием для признания обвинительного акта недействительным.
Обвинительный акт можно признать недействительным , если он составлен с нарушением требований статьи 225 УПК РФ.
В порядке ст.225 УПК суд может признать обвинительный акт недействительным, если при возвращении прокурору судом добавлен протокол осмотра места происшествия. При наличии новых доказательств или ошибок в проведении предварительного расследования суд имеет право пересмотреть обвинительный акт и принять соответствующее решение.
Да, возможно признать обвинительный акт недействительным в данном случае.
Обвинительный акт является одним из основных документов, на основании которого осуществляется уголовное преследование. Он должен содержать все необходимые сведения о преступлении, включая протокол осмотра места происшествия.
Если суд возвращает обвинительный акт прокурору для устранения недостатков, включая добавление протокола осмотра места происшествия, то это может привести к признанию обвинительного акта недействительным. В этом случае прокурор должен будет составить новый обвинительный акт, который будет соответствовать всем требованиям закона.
ст. 237 УПК РФ
Пишите заявление на ознакомление с материалами дела, и сделаете любые копии материалов для себя. НО! Суд не будет заверять эти копии, и они никуда не пригодятся. Суд заверяет только копию приговора суда.
Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 15.12.2004 N 161 (ред. от 24.12.2021) "Об утверждении Инструкции по судебному делопроизводству в верховных судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения, судах...Порядок выдачи копий судебных документов и снятия копий с материалов дела
...письменное заявление с разрешающей резолюцией председателя суда или судьи, председательствующего по делу, подшивается в судебное дело.
Снятые перечисленными лицами за свой счет копии с материалов судебного дела, в том числе с помощью технических средств, судом не заверяются.
Уважаемый посетитель сайта, обжалуйте протокол в суде. Статья 30.2. КоАП РФ Порядок подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении
1. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу.2. Жалоба на постановление судьи о назначении административного наказания в виде административного ареста либо административного выдворения подлежит направлению в вышестоящий суд в день получения жалобы.
Всего хорошего.
Согласно ст. 177 УПК РФ Должны быть приняты меры обеспечения присутствия при осмотре не только представителя администрации организации, владеющей осматриваемым помещением, но и владельца (его представителя) любого осматриваемого объекта. Кроме того, если невозможно обеспечить участие представителя в осмотре помещения юридического лица, запись в протоколе осмотра, должна содержать не только констатацию самого решения о производстве осмотра в отсутствие представителя, но и фактические основания принятия такого решения.
То есть, в протоколе должно быть указано основание осмотра без представителя юридического лица.
Таким образом данный протокол можно оспорить и просить исключить из числа д оказательства по уголовному делу.
Да.не может ссылаться.
Протокол считается недопустимым доказательством
УПК РФ Статья 75. Недопустимые доказательства
1. Доказательства, полученные с нарушением требований настоящего Кодекса, являются недопустимыми. Недопустимые доказательства не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу обвинения, а также использоваться для доказывания любого из обстоятельств, предусмотренных статьей 73 настоящего Кодекса.
2. К недопустимым доказательствам относятся:
)
3) иные доказательства, полученные с нарушением требований настоящего Кодекса.
В силусложившейся приктики, по которой идут суды не только по делам об административных правонарушениях, но и по уголовным делам, когда процессуальные нарушения, допущенные при производстве следственных и процессуальных действий, особенно при составлении различного рода протоколов, признаются судами несущественными и неспособными повлиять на итоговый судебный акт по делу; в связи с этим в настоящее время сложилась практика, когда обжаловать и отменить судебный акт на основании процессуальных нарушений стало практически невозможно, если фактические обстоятельства дела не ставятся под сомнение ни подателем жалобы, ни судом;
вместе с тем, нарушены права на представление доказательств, равенство сторон и состязательность процесса;
Осмотр помещения организации производится в присутствии представителя администрации соответствующей организации. В случае невозможности обеспечить его участие в осмотре об этом делается запись в протоколе.
Основания и порядок проведения следственных и иных процессуальных действий на досудебном этапе уголовного судопроизводства регламентирован УПК РФ.
Поделиться
Основания и порядок проведения следственных и иных процессуальных действий на досудебном этапе уголовного судопроизводства регламентирован Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (далее – УПК РФ).
Следственные и процессуальные действия, в рамках которых возможно изъятие предметов, в том числе компьютеров и электронных носителей информации, проводятся должностными лицами правоохранительных органов в рамках проведения проверок по сообщениям о совершенных и готовящихся преступлениях в порядке статьи 144 УПК РФ, а также при производстве предварительного расследования по уголовным делам. К таким действиям относятся: осмотр места происшествия, обыск и выемка.
Перечисленные следственные действия проводятся по общим правилам проведения следственных действий, предусмотренным главами 22 – 25 УПК РФ.
В соответствии со ст. ст. 144,176,177 УПК РФ осмотр места происшествия – это следственное действие, направленное на обследование участка местности (здания, сооружения жилища и т.д.), в целях обнаружения следов преступления, выяснения обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела, которое может быть произведено до возбуждения уголовного дела. При этом в рамках осмотра изъятию подлежат только те предметы, которые могут иметь отношение к обстоятельствам совершения противоправных действий, которые являются предметом проверки в порядке ст. 144 УПК РФ или к уголовному делу.
При проведении осмотра в офисах, зданиях и сооружениях, где располагаются организации, а также в жилых помещениях, имеются особенности и ограничения, установленные УПК РФ.
Так, осмотр жилища производится только с согласия проживающих в нем лиц или на основании судебного решения, а осмотр помещения организации в присутствии представителя администрации соответствующей организации. В случае невозможности обеспечить его участие в осмотре, об этом делается запись в протоколе (ч. 6 ст. 177 УПК РФ).
В соответствии со ст. 182 УПК РФ под обыском понимается следственное действие, направленное на поиск (отыскание) предметов и документов, имеющих доказательственное значение, а также ценностей, разыскиваемых лиц и трупов, при котором участвуют лицо, в помещении которого производится обыск, либо совершеннолетние члены его семьи, а также имеет право присутствовать защитник и (или) адвокат. Обыск проводится только тогда, когда существует предположение о возможном нахождении орудия, оборудования или иных средств совершения преступления, предметов, документов и ценностей, которые могут иметь значение для уголовного дела
При этом в целях обнаружения предметов, имеющих значение для уголовного дела, при обыске могут вскрываться любые помещения, если владелец отказывается добровольно их открыть. Также в ходе обыска в любом случае изымаются предметы и документы, изъятые из оборота, обнаруженные при его проведении.
В случае проведения обыска в жилище, необходимо судебное решение, разрешающее его проведение, принимаемое в порядке ст. 165 УПК РФ.
В свою очередь выемка проводится с целью изъятия определенных предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела, и, если точно известно место их хранения (ст. 183 УПК РФ). Порядок проведения выемки совпадает с порядком проведения обыска, но имеет особенности по получению судебного решения на выемку предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, информации о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях, а также вещей, заложенных или сданных на хранение в ломбард.
Кроме того, УПК РФ, предусматривает возможность проведения осмотра жилища, обыска и выемки в жилище без судебного решения в случаях, не терпящих отлагательств.
При этом следователь или дознаватель не позднее 3 суток с момента начала производства следственного действия уведомляет судью и прокурора о производстве следственного действия. Получив указанное уведомление, судья не позднее 24 часов проверяет законность произведенного следственного действия и выносит постановление о его законности или незаконности. В случае, если судья признает произведенное следственное действие незаконным, все доказательства, полученные в ходе такого следственного действия, признаются недопустимыми.
При проведении всех указанных следственных действий должностными лицами в соответствии со ст. ст. 180 УПК РФ, составляется протокол, в котором описываются все действия, в той последовательности, в какой они производились. Также в протоколе обязательно указывается место и дата производства следственного действия, время его начала и окончания с точностью до минуты; должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол; фамилия, имя и отчество каждого лица, участвовавшего в следственном действии. Кроме того, в протоколах перечисляются и описываются все предметы, изъятые при его проведении, технические средства которые были применены и участвующие лица.
По окончанию следственного действия протокол предъявляется для ознакомления всем участвовавшим лицам. При этом указанным лицам разъясняется их право делать подлежащие внесению в протокол замечания о его дополнении и уточнении. Все внесенные замечания, о дополнении и уточнении протокола должны быть оговорены и удостоверены подписями этих лиц, а сам протокол подписывается следователем и лицами, участвовавшими в следственном действии, либо делается запись о невозможности или об отказе от подписи с указанием причины, в соответствии со ст. 167 УПК РФ.
Копия протокола обыска (выемки) вручается лицу, в помещении которого было произведено следственное действие, либо совершеннолетнему члену его семьи. Если обыск производился в помещении организации, то копия протокола вручается под расписку представителю администрации соответствующей организации.
Наряду с изложенными общими требованиями, УПК РФ предусматривает специальный порядок изъятия электронных носителей информации и копирования с них информации при производстве следственных действий. Так, в соответствии с п.4.1 ст. 164 УПК РФ при производстве по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1-4 ст. 159 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ), ст. 159.1 – 159.3, 159.5, 159.6, 160, 165 УК РФ, если эти преступления совершены в сфере предпринимательской деятельности, а также ч.5-7 ст.159 УК РФ, ст.171, 171.1, 171.3 – 172.2, 173.1 – 174.1, 176 – 178, 180, 181, 183, 185 – 185.4 и 190 – 199.4 УК РФ, не допускается необоснованное применение мер, которые могут привести к приостановлению законной деятельности юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, в том числе не допускается необоснованное изъятие электронных носителей информации.
Исключения составляют обстоятельства, указанные в ч.1 ст. 164.1 УПК РФ, определяющие порядок изъятие указанных предметов только в случаях:
вынесения постановления о назначении судебной экспертизы в отношении электронных носителей информации;
наличия решения суда об изъятии электронных носителей информации;
нахождения на электронных носителях информации, полномочиями на хранение и использование которой владелец электронного носителя информации не обладает, либо которая может быть использована для совершения новых преступлений, либо копирование которой может повлечь за собой ее утрату или изменение.
Кроме того, ч.2 и 3 ст. 164.1 УПК РФ определен порядок изъятия электронных носителей и копирования информации в ходе производства следственных действий.
Так, электронные носители информации изымаются в ходе производства следственных действий только с участием специалиста, который привлекается следователем и предупреждается об ответственности по ст.ст.307, 308 УК РФ.
По ходатайству законного владельца или обладателя информации специалистом, участвующим в следственном действии, в присутствии понятых с изымаемых электронных носителей осуществляется копирование информации. Копирование осуществляется на другие электронные носители, предоставленные законным владельцем изымаемых электронных носителей или обладателем содержащейся на них информации. Электронные носители, содержащие скопированную информацию, передаются законному владельцу. Об осуществлении копирования информации и о передаче электронных носителей информации, в протоколе следственного действия делается запись.
Следователь, в ходе производства следственного действия, также вправе осуществить копирование информации, содержащейся на электронном носителе. В протоколе следственного действия должны быть указаны технические средства, примененные при осуществлении копирования информации, порядок их применения, и полученные результаты. Электронные носители, содержащие информацию, скопированную с других носителей в ходе производства следственного действия, приобщаются к протоколу.
В случае принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела, прекращения уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, а также при отсутствии оснований для дальнейшего хранения изъятых предметов, должностным лицом, в чьем производстве находилось уголовное дело или материал проверки, принимаются меры по возврату изъятых предметов законному владельцу.
При несоблюдении указанных требований, необоснованном изъятии компьютеров и электронных носителей, длительном удержанием указанного имущества сотрудниками правоохранительных органов, а также ввиду иных нарушений УПК РФ, допущенных на досудебной стадии уголовного судопроизводства, лица, чьи права нарушены, вправе обратиться с жалобой в порядке, установленным главой 16 УПК РФ к руководителю следственного органа, прокурору, либо в суд.
- см. ст. 177 УПК РФ
Здравствуйте, Артом.
Из вопроса я поняла следующее: было проведено или до сих пор проводится расследование по уголовному делу. В ходе предварительного (досудебного) расследования производился осмотр места происшествия, о чем был составлен протокол. Однако при составлении протокола не присутствовал представитель администрации, прокуратура усмотрела ошибку в составлении протокола, нет отметки об отсутствующем лице. Прокуратура затребовала устранить выявленное нарушение, т.к. согласно п. 6 ст. 177 УПК осмотр помещения организации производится в присутствии представителя администрации соответствующей организации. В случае невозможности обеспечить его участие в осмотре об этом делается запись в протоколе. В протоколе этого нет.
Данная ошибка не требует дополнительного производства процессуального действия: проведения осмотра места происшествия заново и устраняется путем оформления дополнения к протоколу, в которым делается запись об отсутствовавшем лице.
_ _ _ _ _ _
В соответствии с ч. 5 ст. 165 УПК РФ, в исключительных случаях, когда производство осмотра места происшествия не терпит отлагательств, осмотр проводится на основании постановления следователя без получения судебного решения и согласия владельца помещения.
В соответствии с п. 6 ст. 166 УПК РФ протокол предъявляется для ознакомления всем лицам, участвовавшим в следственном действии, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 189.1 настоящего Кодекса. При этом указанным лицам разъясняется их право делать подлежащие внесению в протокол замечания о его дополнении и уточнении. Все внесенные замечания о дополнении и уточнении протокола удостоверяются подписями этих лиц.
Согласно п. 7 ст. 166 протокол подписывается следователем и лицами, участвовавшими в следственном действии, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 189.1 настоящего Кодекса.
Если Вы считаете, что в связи с отсутствием в протоколе записи "о Вашем отсутствии" нарушены Ваши права и законные интересы, Вы вправе действовать следующим образом:
1. Обжаловать действие следователя, составившего протокол, в соответствии со ст. 123 УПК РФ;
2. Ходатайствовать в суде об исключении из перечня доказательств протокола осмотра помещения в соответствии со ст. 235 УПК РФ.
__________________
С уважением, Татьяна Николаевна
Дело в том что еще нету уголовного дела до сих пор идет досудебная проверка, поэтому постановления следователя не было, это материал проверки и эта проверка ищет до сих пор, то есть мы на этом этапе пожаловались на протокол и в нем выявили нарушения, сейчас уголовного дела нету, только материал проверки
В этом и вся суть что уголовного дела нету, это все производилось в рамках проверки, поступило заявление о преступлений (конкуренты видимо) и началась проверка. Вы перечислили статьи и 166.5 это ведь осмотр жилища, а тут не жилое помещение, находится в аренде. И эти статьи ведь только в рамках возбужденного уголовного дела могут применяться, обыск, выемка и так далее
Светлана здравствуйте.
Нет это не будет нарушением, осмотр места происшествия можно производить до возбуждения уголовного дела. Между тем проведение такого осмотра будет считаться началом уголовного преследования. Однако отсутствие адвоката не будет считаться нарушением, поскольку следователь выполнял неотложные следственные действия.
Федеральный закон от 31.12.2014 № 528-ФЗ 1 (далее — Закон № 528-ФЗ), вступивший в силу с 01.07.2015, внес изменения в нормы Уголовного кодекса РФ об ответственности за совершение правонарушений в сфере безопасности дорожного движения. В частности, в УК РФ появилась ст. 264.1 «Нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию».
Данной нормой установлена уголовная ответственность за управление автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, подвергнутым административному наказанию за управление транспортным средством в состоянии опьянения или за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения либо имеющим судимость за совершение преступления, предусмотренного данной статьей либо частями 2, 4 или 6 ст. 264 УК РФ.
Предварительное расследование уголовных дел о преступлениях, предусмотренных новой статьей, в соответствии с ч. 3 ст. 150 УПК РФ осуществляется в форме дознания дознавателями органов внутренних дел. Подсудны дела данной категории, в соответствии со ст. 31 УПК РФ, районным судам.
Включение новой статьи в Уголовный кодекс ставит перед практикой и теорией ряд вопросов. Обратим внимание правоприменителей на некоторые аспекты производства дознания и судебного рассмотрения уголовных дел по ст. 264.1 УК РФ.
СУТЬ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ПРЕЮДИЦИИ
Уголовно-правовой анализ ст. 264.1 УК РФ должен производиться с учетом положений, относящихся не только к уголовному, но и к административному праву.
Тесная связь рассматриваемой уголовно-правовой нормы с положениями административного права обусловлена тем, что в ней установлена так называемая административная преюдиция. Нормативное содержание уголовно-правовой нормы с административной преюдицией позволяет выделить объективный признак, характеризующий деяние, — повторность совершенного лицом административного проступка и субъективный — к лицу правомерно применялись первый раз меры административного взыскания за административный проступок и не истекли сроки давности административной наказуемости 2. Статья 264.1 УК РФ содержит состав повторного совершения административного правонарушения, такая повторность превращает этот проступок в преступление, влекущее уголовную ответственность.
Наименование новой ст. 264.1 УК РФ не в полной мере отражает ее содержание, так как в качестве субъекта ответственности названная статья предусматривает не только лицо, подвергнутое административному наказанию, но и лицо, имеющее судимость.
УК РСФСР 1961 года предусматривал на первый взгляд аналогичную уголовную ответственность по ст. 211.1 УК РСФСР. Однако новый закон отличается от прежней нормы как по объективной стороне преступления, так и по субъекту уголовной ответственности. Общим является лишь форма вины — прямой умысел.
ОБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА ПРЕСТУПЛЕНИЯ
Объективная сторона преступления, предусмотренного новой статьей УК РФ, включает:
1) управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения;
2) управление транспортным средством лицом, отказавшимся от медицинского освидетельствования на состояние опьянения, при обязательном условии, что ранее виновное лицо подвергалось административному наказанию за аналогичные действия: управление транспортным средством в состоянии опьянения (ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ) или за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения (ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ), либо имело судимость за совершение преступления, предусмотренного частями 2, 4, 6 ст. 264, либо ст. 264.1 УК РФ.
Управление транспортным средством. Под управлением транспортным средством в смысле ст. 264.1 УК РФ необходимо понимать непосредственное выполнение лицом функций водителя во время движения транспорта. Для состава оконченного преступления не имеет значение, как долго управлял виновный транспортным средством. Преступление окончено уже в тот момент, когда субъект, будучи в состоянии опьянения, привел в движение транспортное средство. Преступление, предусмотренное ст. 264.1 УК РФ, относится к так называемым формальным составам. Для состава оконченного преступления не требуется наступления каких-либо вредных последствий. Если же указанные в ст. 264.1 УК РФ действия повлекли смерть потерпевшего или причинили тяжкий вред здоровью, то подобного рода случаи следует квалифицировать по совокупности ст.ст. 264 и 264.1 УК РФ. Имеет место идеальная совокупность преступлений.
Нахождение в состоянии опьянения. По делам данной категории судам необходимо исследовать и проанализировать представленные органами дознания доказательства с точки зрения их относимости и допустимости, чтобы устанавить, находилось ли лицо при управлении транспортным средством в состоянии опьянения.
Для целей настоящей статьи в примечании к ст. 264 УК РФ лицом, находящимся в состоянии опьянения, признается лицо, управляющее транспортным средством в случае установления факта употребления этим лицом вызывающих алкогольное опьянение веществ, который определяется наличием абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, а именно 0,16 мг на один литр выдыхаемого воздуха, или в случае наличия в организме этого лица наркотических средств или психотропных веществ, а также лицо, управляющее транспортным средством, не выполнившее законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования.
Особенности проведения освидетельствования. Постановлением Правительства РФ от 26.06.2008 № 4753 (в ред. от 18.11.2013) утверждены Правила освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, а также правила направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения и правила определения наличия наркотических или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования (далее — Правила освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством).
В указанных правилах установлено, что освидетельствование на состояние опьянения проводится должностными лицами, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения, в присутствии двух понятых или в соответствии со ст. 28.1.1 КоАП РФ с применением видеозаписи, при наличии достаточных оснований полагать, что водитель находится в состоянии опьянения.
Критерии, при наличии которых имеются достаточные основания полагать, что водитель в состоянии опьянения и подлежит направлению на медицинское освидетельствование, установлены приказом Минздрава России от 14.07.2003 № 3084 (в ред. от 05.03.2014) «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения». Такими критериями выступают: «запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы, нарушение речи, выраженное дрожание пальцев рук, резкое изменение окраски кожных покровов лица, поведение, не соответствующее обстановке, наличие алкоголя в выдыхаемом воздухе, которое определяется техническими средствами индикации».
Результаты освидетельствования, которое осуществляется с использованием технических средств измерения наличия спирта в выдыхаемом воздухе, отражаются в акте освидетельствования на состояние алкогольного опьянения. К указанному акту приобщается бумажный носитель с записью результатов исследования. Копия акта вручается водителю. В случае отказа водителя от освидетельствования такой акт не составляется.
Направлению на медицинское освидетельствование в медицинскую организацию, имеющую соответствующую лицензию, водитель подлежит: при отказе от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения, при несогласии с результатами такого освидетельствования и при отрицательном результате такого освидетельствования, если есть достаточные основания полагать, что водитель в состоянии опьянения. Такое направление также составляется в присутствии двух понятых или в соответствии со ст. 28.1.1 КоАП РФ с применением видеозаписи. Копия протокола вручается водителю.
В ходе дознания по делу предметом проверки может быть процедура освидетельствования. Основанием привлечения к административной ответственности по ст. 12.26 КоАП РФ является зафиксированный в протоколе об административном правонарушении отказ лица от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения, заявленный как непосредственно должностному лицу Государственной инспекции безопасности дорожного движения, так и медицинскому работнику. В качестве отказа от освидетельствования, заявленного медицинскому работнику, следует рассматривать не только отказ от медицинского освидетельствования в целом, но и отказ от того или иного вида исследования в рамках медицинского освидетельствования.
В пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 № 18 5 (ред. от 09.02.2012) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» указывается, что при рассмотрении этих дел необходимо проверять наличие законных оснований для направления водителя на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, а также соблюдение установленного порядка направления на медицинское освидетельствование.
О законности таких оснований свидетельствуют: отказ водителя от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения при наличии одного или нескольких признаков, перечисленных в п. 3 Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством; несогласие водителя с результатами освидетельствования на состояние алкогольного опьянения; наличие одного или нескольких признаков, перечисленных в п. 3 названных Правил, при отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.
О соблюдении установленного порядка направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения свидетельствует, в частности, на
УПК РФ предусматривает в обязательном порядке фиксацию способа получения того или иного доказательства. Оно не может появиться из ниоткуда. Недопустимым является доказательство, полученное незаконным способом или без указания способа его получения. Осмотр не является способом получения доказательства. Он производится в целях определить относится к делу или не относится, а также с целью описания и фиксации следов преступления. Если у вас по делу не прослеживается способ получения доказательства, то само доказательство можно пробовать признать недопустимым. Но это в суде, а не на следствии.
Формально, это нарушение, так как все обнаруженное в ходе осмотра места происшествия должно быть осмотрено на месте происшествия (ч. 2 ст. 177 УПК РФ). Однако это не является веским основанием для признания протокола осмотра недопустимым доказательством. Кроме того, это нарушение могло быть устранено позднее, например, при проведении осмотра предмета. При этом сам факт разбитого двойного стекло-пакета также может подтверждаться и другими доказательствами, например, показаниями потерпевшего и свидетелей.
Здравствуйте, составление протокола осмотра это и есть возбуждение дела об АП.
ст.28.1 КоАП РФ.
4. Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:
1) составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения;
Можно и без проведения административного расследования.