ситуация не законная ,но распространенная и даже рутинная в случае жалоб на постановления, действия следователей и сотрудников СК РФ, кроме как обращения на личном приема у руководства СК РФ выхода нет;
; при этом желательно кроме жалоб на незаконные действия в виде отказа в ВУД, также просить провести служебные проверки в отношении руководителей и заместителей Вашего регионального СК
при этом, дело конечно будет постановлено на контроль, там где надо проведены до следственные и процессуальные мероприятия, однако на итог доследственной проверки ВЫ повлиять не сможете
суды в данном случае практически бессильны
В то же время судья не вправе предрешать вопросы, которые впоследствии могут стать предметом судебного разбирательства по существу уголовного дела, в частности делать выводы об обоснованности обвинения, оценке доказательств и о квалификации деяния.
(абзац введен Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 N 22)
Приказ Следственного комитета РФ от 24 мая 2021 г. N 77 “Об утверждении Порядка проведения служебных проверок в Следственном комитете Российской Федерации”
29 июля 2021
4. Принимать решение о назначении служебной проверки имеют право:
1) Председатель Следственного комитета Российской Федерации (лицо, на которое возложено исполнение его обязанностей) - в отношении любых сотрудников Следственного комитета или по их обращениям, а также в связи с возникновением происшествия;
2) заместитель Председателя Следственного комитета Российской Федерации - руководитель Главного военного следственного управления (лицо, на которое возложено исполнение его обязанностей), - в отношении любых сотрудников военных следственных органов Следственного комитета или по их обращениям, а также в связи с возникновением происшествия;
3) должностное лицо, уполномоченное Председателем Следственного комитета Российской Федерации, - в отношении любых сотрудников Следственного комитета (за исключением замещающих должности, назначение на которые и освобождение от которых осуществляет Президент Российской Федерации), а также в связи с возникновением происшествия;
4) руководители следственных органов Следственного комитета (лица, на которых возложено исполнение их обязанностей):
в отношении подчиненных сотрудников Следственного комитета, за исключением первого заместителя и заместителей руководителей следственных органов Следственного комитета, или по их обращениям, а также в связи с происшествиями;
в отношении или по обращениям сотрудников Следственного комитета, которые временно прикомандированы в связи с расследованием уголовных дел в места расположения возглавляемых названными руководителями следственных органов Следственного комитета;
5) руководители учреждений Следственного комитета (лица, на которых возложено исполнение их обязанностей), - в отношении подчиненных им сотрудников Следственного комитета, за исключением первого заместителя и заместителей руководителей учреждений.
Руководители следственных органов или учреждений Следственного комитета (лица, на которых возложено исполнение их обязанностей) в случае поступления информации о совершении в данных следственных органах или учреждениях Следственного комитета дисциплинарного проступка сотрудником Следственного комитета, не находящимся в их подчинении, незамедлительно информируют об этом управление кадров и руководителя следственного органа или учреждения Следственного комитета, в котором проходит службу (работает) данный сотрудник Следственного комитета, для решения вопроса о назначении служебной проверки.
5. Решение о назначении служебной проверки оформляется в виде письменной резолюции руководителя, имеющего право назначить служебную проверку, на документе, содержащем сведения о наличии основания для ее проведения, или в виде записи в протоколе оперативного совещания при таком руководителе либо путем издания им распоряжения о назначении служебной проверки.
Назначение служебной проверки может осуществляться в форме устного поручения при проведении оперативного совещания и иных мероприятий в формате видеоконференц-связи. В этом случае поручение о проведении служебной проверки должно содержаться на видеозаписи такого мероприятия.
Решение о назначении служебной проверки регистрируется в книге регистрации материалов служебных проверок (далее - Книга) (рекомендуемый образец приведен в приложении к настоящему Порядку):
принятое должностными лицами, указанными в подпунктах 1 и 3 пункта 4 настоящего Порядка, - в управлении кадров;
принятое должностными лицами, указанными в подпункте 2 пункта 4 настоящего Порядка, - в Главном военном следственном управлении;
принятое должностными лицами, указанными в подпунктах 4 и 5 пункта 4 настоящего Порядка, - в соответствующем следственном органе или учреждении Следственного комитета.
6. Служебная проверка назначается не позднее трех рабочих дней со дня получения руководителем, имеющим право ее назначить, сведений, являющихся основанием для проведения служебной проверки.
7. Организация проведения служебных проверок, назначенных Председателем Следственного комитета Российской Федерации (уполномоченным им должностным лицом), возлагается на руководителя управления кадров либо по поручению Председателя Следственного комитета Российской Федерации (уполномоченного им должностного лица) - на руководителя иного подразделения центрального аппарата Следственного комитета либо на руководителя следственного органа или учреждения Следственного комитета, в случаях, если служебные проверки назначены Председателем Следственного комитета Российской Федерации либо уполномоченным им должностным лицом, в отношении подчиненных данным руководителям следственных органов и учреждений Следственного комитета сотрудников Следственного комитета.
Организация проведения служебных проверок, назначенных Председателем Следственного комитета Российской Федерации либо уполномоченным им должностным лицом, в отношении сотрудников военных следственных органов Следственного комитета, возлагается на заместителя Председателя Следственного комитета Российской Федерации - руководителя Главного военного следственного управления (лицо, на которое возложено исполнение его обязанностей), которым проведение служебных проверок поручается уполномоченному отделу Главного военного следственного управления либо соответствующим руководителям военных следственных управлений Следственного комитета по военным округам, флотам и других военных следственных управлений Следственного комитета.
8. Служебные проверки, которые назначаются заместителем Председателя Следственного комитета Российской Федерации - руководителем Главного военного следственного управления, проводятся уполномоченным отделом Главного военного следственного управления либо старшими помощниками и помощниками руководителей военных следственных управлений Следственного комитета по военным округам, флотам и других военных следственных управлений Следственного комитета либо по поручению данных руководителей - иными подчиненными им сотрудниками Следственного комитета.
Служебные проверки, которые назначаются руководителями следственных органов и учреждений Следственного комитета, проводятся их старшими помощниками и помощниками либо сотрудниками отделов (отделений) кадров следственных органов и учреждений Следственного комитета, либо по поручению данных руководителей - иными подчиненными им сотрудниками Следственного комитета.
Служебные проверки, которые назначаются руководителями специализированных следственных отделов Следственного комитета, приравненных к следственным управлениям Следственного комитета по субъектам Российской Федерации, проводятся самими руководителями или по их поручению подчиненными сотрудниками Следственного комитета.
9. Проведение служебной проверки должно быть поручено конкретному сотруднику Следственного комитета или специально создаваемой в этих целях комиссии.
10. При поручении проведения служебной проверки комиссией руководителем, имеющим право назначить служебную проверку, издается соответствующее распоряжение, в котором должны содержаться основания для ее назначения, сведения о составе и руководителе комиссии по проведению служебной проверки (в случае необходимости ее комиссионного проведения), а также руководителе подразделения, назначенного ответственным за проведением служебной проверки.
В состав комиссии могут включаться сотрудники различных подразделений центрального аппарата Следственного комитета, следственных органов или учреждений Следственного комитета. Руководителем комиссии назначается сотрудник подразделения, назначенный ответственным за проведение данной служебной проверки.
11. В проведении служебной проверки не может участвовать сотрудник Следственного комитета, если он прямо или косвенно заинтересован в ее результатах. В этом случае он обязан подать руководителю, назначившему служебную проверку, рапорт об освобождении его от участия в проведении этой проверки.
Сотрудник Следственного комитета, которому поручено проведение служебной проверки, в том случае, если в ходе данной проверки возникает конфликт его интересов, обязан незамедлительно информировать об этом руководителя, назначившего служебную проверку.
При проведении служебной проверки в отношении нескольких сотрудников Следственного комитета, при невозможности ее завершения в установленный срок по причине временной нетрудоспособности, нахождения в отпуске или командировке, а также отсутствия на службе (работе) по иным уважительным причинам одного или нескольких из указанных сотрудников Следственного комитета, материалы служебной проверки в отношении отсутствующих сотрудников Следственного комитета могут быть выделены для проведения отдельной служебной проверки.
Приказ Следственного комитета РФ от 24 мая 2021 г. N 77 “Об утверждении Порядка проведения служебных проверок в Следственном комитете Российской Федерации”
29 июля 2021
1. Судам следует иметь в виду, что исходя из общих положений уголовно-процессуального законодательства рассмотрение жалоб в порядке статьи 125 УПК РФ происходит в форме осуществления правосудия по правилам состязательного судопроизводства в открытом судебном заседании, за исключением случаев, предусмотренных статьей 241 УПК РФ.
Судьям надлежит на основе имеющихся данных и дополнительно представленных материалов проверять законность и обоснованность решений и действий (бездействия) должностных лиц, указанных в части 1 статьи 125 УПК РФ, касающихся заявленных требований граждан об устранении допущенных нарушений, ущемляющих их права и свободы.
(в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 N 22)
(см. текст в предыдущей редакции)
В силу части 4 статьи 7 УПК РФ постановление судьи, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы, должно быть законным, обоснованным и мотивированным, основанным на исследованных материалах с проверкой доводов, приведенных заявителем.
При проверке законности и обоснованности решений и действий (бездействия) дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора судья не должен ограничиваться установлением лишь того, соблюдены ли должностными лицами формальные требования закона, а обязан удостовериться в фактической обоснованности обжалуемого решения.
(в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 N 22)
(см. текст в предыдущей редакции)